Успение - приобретение
Приближается Успенский пост — время, которое Православная Церковь даёт нам для подготовки, к празднику Успения Пресвятой Богородицы.
Празднику необычному, потому что в светском представлении слово «успение» понимается как «смерть». А может ли смерть быть праздником? Ведь всё зависит от того, что мы связываем с этим важным событием в нашей жизни, какие чувства нас наполняют.
В мелких страстях - большая опасность
Для апостола Павла смерть была приобретением. В своём послании он считает смерть целью своей жизни: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил 1.21). И Пресвятая Дева, покинув наш мир, не оставляет православных христиан, она участвует в жизни многих людей. Во время Успенского поста мы празднуем три великих дня — три Спаса: празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, Преображение Господне, Нерукотворный образ Спасителя. Эти дни помогают нам понять истинный смысл поста, в центре которого находится Христос. Значит, исполнить пост нужно так, как его исполнял Сам Христос Господь.
Евангельский текст говорит нам, что после своего Крещения Христос удалился в пустыню и постился там. Из Нового Завета мы практически ничего не знаем о том, как постился Христос. Евангелист Матфей говорит, что Христос Духом был возведён в пустыню для искушения от диавола.
А победить его немыслимо без молитвы, ибо Сам Христос сказал, что диавол может быть побеждён «только молитвой и постом».
Значит, время поста — это время особого воздержания, в котором мы проходим искушения от диавола, от своих страстей испытываем терзания, искушения. Время поста запрещает нам совершать такие поступки, направленные на удовлетворение своих низменных потребностей, которые связаны не только с употреблением мяса или чрезмерной привязанностью к Интернету.
Иногда, говоря о своих грехах, мы считаем грехом только серьёзные поступки, и если никого не убивали, то значит, и каяться и меняться нам не в чем. Думая так, мы попадаем в состояние Гулливера, который был великаном, но оказался связанным лилипутами. Вот почему так важно обращать внимание на мелкие страсти, которые опутывают нас и делают своими рабами.
Цель любого поста — освобождение от страстей. Современному человеку очень тяжело понять пост, ведь в современном мире всё направлено на достижение человеком максимального удовольствия, возводящего его на вершину блаженства и оттого позволяющего считать себя совершенством. «Чем большего удовлетворения своих страстей я достигну, тем качественнее станет моя жизнь» — таково главное утверждение большой части наших современников.
Однако, забывая о духовной жизни, человек терпит фиаско. Наступает такой период в жизни: тело абсолютно здорово, а душа болит. Что же делать? Человек начинает искать пути оздоровления, начинает осознавать евангельские слова: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей навредит?» Какая польза иметь огромные деньги и быть в состоянии постоянной депрессии? Какая польза от достатка, если человек находится в состоянии постоянной тревоги и раздражительности?
Христианская жизнь немыслима без понимания поста. С первых строк книги Бытия мы узнаём о заповеди, которую Бог дает человеку: эта заповедь о посте, о воздержании. Мы должны поститься не только четыре раза в год, но поститься постоянно. Это значит, что борьба со страстями должна присутствовать в нашей жизни постоянно. Главной нашей жизненной заботой должно стать развитие духовной жизни, и только после этого — развитие наших физических возможностей. Тот, кто пытается свести смысл поста лишь к отказу от мяса, должен вспомнить слова апостола Павла о том, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».
Священник Алексий Окнин
Газета «Добрый Пастырь», № 4 (40), август 2014 года.