У фарфора в храме

будущее блестящее

Дата публикации или обновления 19.10.2021
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Керамика в храме - тема практически неисчерпаемая. У каждого мастера - свои секреты, опыт, наработки. Предлагаем вашему вниманию беседу с профессором Львом Солодковым. Разговор затронул, в частности, вопрос о том, чем отличаются фарфор и фаянс, одинаково ли применимы они в украшении внутреннего и внешнего убранства храма.

    - Как вы начали работать с фарфором?

    - Стать художником я хотел с детства, всегда хорошо рисовал. В 1968 окончил Мухинское училище. Был на преддипломной практике в Конаково, где меня покорил такой материал, как фаянс, и я остался работать на этом предприятии. Трудился каждый день с восьми утра до одиннадцати вечера, без выходных и праздников. Это был период активного творческого роста. Первую икону - образ великомученика Георгия Победоносца - я сделал в 1988 году. А позже, в 1991 году, по настоянию друга показал ее отцу Владимиру Сорокину - ректору Санкт-Петербургской духовной академии, в кабинет вошел митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев).

    Увидев икону, владыка велел принести святую воду, кропило, освятил образ и благословил меня работать на благо Церкви. Первая работа, за которую я получил золотую медаль на международной выставке-конкурсе керамистов в Италии в 1973 году - «Русь белокаменная», - тоже произведение церковной тематики: она представляет собой композицию, вызывающую ассоциацию Руси православной.

    К 65-летию Святейшего Патриарха Алексия И я выполнил подарок - чайный сервиз «Русский Север». На сегодня мною выполнено три алтарных преграды, в работе находятся еще две: интересный иконостас украсит храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Ленинградской области. Этот храм освящал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

    Еще один иконостас, вместе с иконами на фарфоре, я делаю для домового храма руководителя одной крупной реставрационной компании.

    - Технология, по которой вы работаете, - та же, по которой выполняли иконостасы до революции, на производстве знаменитого Товарищества Кузнецова?

    - Иконостасы, которые создавались Товариществом Кузнецова, - фаянсовые. Мы же работаем с фарфором, это иная технология. Фарфор создается при гораздо более высоких температурах, поэтому работать с ним сложнее, но результат стоит того. В отличие от фаянса, фарфор имеет практически нулевой коэффициент водопоглощения, за счет чего изделия из него очень прочны - им не страшны ни время, ни влага, ни морозы.

    - В чем состоит сложность работы с фарфором?

    - Когда фарфор находится на стадии созревания черепка, он становится почти студнеобразным, его сильно «ведет». Чтобы избежать этого, требуется высокий профессионализм. Фарфор - материал жесткий, детали должны выполняться с точностью до миллиметра, потому что иначе, например, на иконостасе может накопиться асимметрия (увеличение или уменьшение в размере) до нескольких сантиметров, и при монтаже могут быть проблемы. Простую деталь, такую, какие используются в хозяйственных целях, или, например, вазу округлой формы из фарфора сделать легко, а художественное, сложное изделие, имеющее углы, - очень трудно. Поэтому мне пришлось серьезно поработать над технологией, результатом чего стало изобретение добавок, благодаря которым при обжиге на высоких температурах изделие не деформируется и сохраняет четкие грани. С помощью этих добавок фарфор и достигает нулевого коэффициента водопоглощения, и к тому же становится прочнее. А некоторые производители, не владеющие этим секретом, чтобы избежать деформации изделий, просто не доводят их до столь высоких температур, так что их работы, строго говоря, не являются фарфором.

    - Почему иконы на фарфоре получаются сочные, яркие?

    - Если писать по фарфору обычным способом - верхний мазок будет смывать нижний. Я пишу слоями, лессировками, в несколько слоев, с тремя обжигами. Это технология старых мастеров. Каждый слой прозрачен, благодаря чему свет, попадая на поверхность, отражается, преломляясь несколько раз, цвет получается более сложным - за счет этого и кажется, что икона светится собственным светом.

    - Доводилось ли вам создавать крупные архитектурные детали?

    - Еще в восьмидесятые годы в Санкт-Петербурге мне пришлось поработать над реставрацией керамического купола Татарской мечети, который рухнул в 1979 году. Обрушился он именно из-за воздействия влаги: у керамики большой коэффициент водопоглощения, когда наступали морозы, вода замерзала - и постепенно разрушила купол. Комиссия по реставрации пришла к выводу, что необходимо воссоздавать купол из фарфора. Меня вызвали к градоначальнику.

    Спросили: «За неделю сделаешь?» - «Не сделаю». - «А за две?» - «Нет. Мне нужен месяц и два дня». - «Неужели нельзя постараться, если надо?» - «Это зависит не от меня, а от технологии. Попробуйте заставить женщину родить за пять месяцев...»

    Я сделал этот кусок - и заказ остался в Петербурге и был выполнен Реставрационными мастерскими по моей технологии.

    - Расскажите о ваших учениках.

    - Главный мой ученик - моя дочь. Она работает вместе со мной, вместе мы и преподаем в Смольном институте. Дочь Татьяна заведует кафедрой декоративно-прикладного искусства, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств. Сейчас мы с ней вместе работаем над двумя иконостасами.

    - Есть ли у керамики будущее в церковном благоукрашении?

    - Это зависит от заказчиков - в первую очередь от настоятелей храмов и монастырей. Когда я начинал работать, весьма маститые отцы воспринимали керамическую икону как некое новаторство - приходилось напоминать им историю образа Спаса Нерукотворного на чрепии. Думаю, у фарфора в храме будущее блестящее.


    Беседовала Светлана Филиппова

    Источник материала: журнал «Благоукраситель» № 42 (весна 2014 г.) издательства «Русиздат».

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос