Совместима ли рок-музыка

с Православием?

Дата публикации или обновления 15.03.2021
  • К оглавлению: информационный вестник «Православный крест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Своими истоками рок-музыка уходит в блюз, через который имеет «генетическую» связь с ритуальными ритмами религии Вуду. Эти ритмы плохи не просто тем, что берут оттуда начало, а тем, что имеют аналогичное воздействие.

    Нашу беседу с главным редактором интернет-сайта «Anti-Rock-Cult - за высокую культуру, против рок-музыки и субкультур» Антоном Тарасюковым разместили на своих страницах в интернете многие православные СМИ, и она вызвала активную дискуссию среди противников и защитников рока. Учитывая это обстоятельство, мы решили продолжить разговор и рассмотреть затронутые в интернет-полемике проблемы и аргументы, к которым наиболее часто прибегают любители тяжелой музыки.

    - Уважаемый Антон! Так получилось, что в прошлый раз мы с Вами говорили в основном о рок-миссионерстве, священнослужителях, оправдывающих и даже пропагандирующих увлечение рок-музыкой. Сегодня хотелось бы подробнее остановиться на том, что собой представляет рок с музыкальной и духовной точек зрения.

    - Рок-музыка появилась и начала популяризироваться в 50-х годах прошлого века. Отличительные признаки этого музыкального жанра - жесткие напористые гитары вкупе с барабанами на переднем плане, наличие драйва, экспрессивный вокал. Она легко узнается на слух. Приведу определение из Современного толкового словаря русского языка Т.Ф. Еремовой: «Рок-музыка - один из видов эстрадной музыки 2-й половины XX века, включающий элементы фольклора, электронные эффекты - при доминирующей роли ритма - и характеризующийся своеобразной манерой вокализации». А в интернет-энциклопедии «Википедия» по поводу рока сказано: «Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста (как правило, играющего на электрогитаре), бас-гитариста и барабанщика, иногда клавишника. Бас-гитара, ударные и ритм-гитара (не во всех коллективах) составляют ритм-секцию». Именно такая музыка и называется роком. На этом придется остановиться поподробнее, поскольку понятием рок-музыки часто спекулируют ее фанаты и защитники. Они намеренно создают проблему вокруг определения рок-музыки, с видом знатоков заявляя, что она включает в себя множество направлений и ее невозможно определить конкретно, а, следовательно, нельзя и критиковать.

    Но эти заявления несостоятельны. Если послушать песни таких направлений данного жанра как хард-рок, металл, панк, гранж, металкор и т.д, то будет очевидно, что у них одна музыкальная основа и отличаются они лишь во второстепенном. Более того, защитники рока сами слушают музыку, полностью соответствующую приведенным нами характеристикам, а не неведомые уникальные стили. И если термин «рок-музыка» ничего определенного не выражает, как в таком случае они осознают, что защищают? Когда они слушают свои любимые песни, как они вообще понимают, рок это или нет, если что такое рок никак нельзя установить? Своими истоками рок-музыка уходит в блюз, через который имеет «генетическую» связь с ритуальными ритмами религии Буду. Эти ритмы плохи не просто тем, что берут оттуда начало, а тем, что имеют аналогичное воздействие. Как и на языческих камланиях (ритуалах, сопровождающихся пением и ударами в бубен, во время которого шаман, приходящий в экстатическое состояние, якобы общается с духами. - Примеч. ред.), на рок-концертах музыка доводит людей до агрессии, до звериного состояния, они прыгают и орут, трясут конечностями, сжимая «козы», предаются неистовству и разврату, употребляют наркотики и алкоголь. Рок-музыка вводит в «измененные состояния сознания», в экстаз.

    Завороженный кайфом (а отнюдь не эстетическим великолепием) от прослушивания «крутых» риффов и «соляков», человек входит в зависимость от музыки данного типа, от подобного рода ритмов, и ему хочется еще больше и тяжелее. Рок-музыка разрушительно действует на психику и нервную систему - об этом свидетельствуют медики-специалисты.

    Какой «спектр чувств» передает рок, как влияет на душевное состояние и настроение? Хаос, агрессия, блудное разжжение, мрак, отчаяние, опустошенность, подавленность или же языческая эйфория, если брать что-нибудь «позитивное».

    Кроме того, нужно понимать, что, будучи одним из направлений популярной музыки, рок-музыка является частью массовой культуры. Это шоу-бизнес, на котором делаются большие деньги и слава. Помимо музыкальной продукции и различных шоу, выпускаются вещи с символикой, логотипами и изображениями рок-групп и прочее. Потому совершенно неверно и наивно противопоставлять рок масс-культу, как поступают защитники и поклонники данного жанра.

    Хочется также отметить, что говорить: «Рок - это сатанизм», в том смысле, что непосредственно все рокеры - сатанисты и каждая рок-песня прославляет сатану, неверно, однако подразумевать сатанизм как устойчивую тенденцию, проявляющуюся в символике, в текстах отдельных групп и целых рок-направлений, указывать на демонический дух этой музыки -будет правильным.

    - Как Вы считаете, можно ли с уверенностью утверждать, что исполнение и прослушивание рок-музыки -грех? Существуют ли обоснования такой позиции в церковных правилах, творениях Святых Отцов и у православных подвижников благочестия?

    - Поскольку рок-н-ролл возник совсем недавно, каких-либо канонов или церковных постановлений, где было бы указание конкретно на это явление, конечно, нет. Однако существует ряд церковных правил, запрещающих православным христианам участвовать в различных зрелищах и посещать их. Так, Правило 51 Шестого Вселенского Собора строго возбраняет «плясания на позорищи». В толковании к этому правилу епископ Никодим (Милош) пишет: «Воспрещает правило "плясания на позорищи", пляску на сцене, так как это неприлично, и особенно если участвуют женщины, ибо этим возбуждаются у зрителей страсти и похоть». А правило 15 (18) Карфагенского Собора гласит: «Детям священников не представляти мирских позорищ, и не зрети оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления». А вот правило, касающееся рок-миссионеров: «Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходити на конския ристалища, или присутствовати на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак: то при появлении игр, служащих к обольщению, да востанет, и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отец наших. Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен» (Правило 24 Шестого Вселенского Собора).

    В толковании к данному правилу читаем: «В виду такого наказания, само собой понятно, насколько отцы этого Собора считали несогласным со священным саном и с обетами монахов увеселения, о которых упоминает правило. <...> Посещение подобных игр и театров Церковь, разумеется, должна была воспретить окончательно и не только духовенству, но и верующим мирянам».

    Святые Отцы и подвижники благочестия также оставили немало наставлений на тему мирских увеселений. В частности, святитель Иоанн Златоуст писал: «Никто из наслаждающихся здешнею Трапезою (Таинствами в храме. - Примеч. ред.) да не растлевает души своей теми пагубными зрелищами. Все, что там ни говорится и ни делается, есть сатанинская гордыня. Знаете вы, сподобившиеся Таинства (Крещения), какие между нами положены обеты, или лучше сказать, в какой завет вы вступили со Христом, когда Он сподоблял вас Своих Таинств? Что вы пред Ним говорили? Что вы сказали Ему о гордыне сатанинской? Как вы, с отречением от сатаны и ангелов его, отреклись и от всей гордыни его и обещали более уже не уклоняться к ней? Итак, немало нужно заботиться, чтобы не забывать столь великих обетов и не делать себя недостойным таких Таинств» (О зрелищах. Беседа 1 на Евангелие от Иоанна).

    Приведу также слова владыки-исповедника Василия Кинешемского: «Только в одном случае служение науке и искусству является плодотворным и полно захватывает человека - это тогда, когда оно связывается с религиозной идеей; когда, занимаясь наукой, человек смотрит на нее как на средство выяснить и понять тайны Божиего мироздания и открыть его вечные законы; когда искусством пользуется как средством пробудить в душе человека чувства высшего порядка - любовь к Богу или к Его земным проявлениям в истине, добре и красоте; другими словами, когда занятия наукой и искусством в действительности являются служением единому истинному Богу, представляя лишь особую форму религиозной жизни. <...> Вслед за искусством и наукой и все формы общественной деятельности оживают и дают человеку наивысшее удовлетворение только в связи с религией. А если так, то какой смысл подменять идею Бога человеческими кумирами? Если эти кумиры высшего порядка, они не дают полного и всестороннего удовлетворения, если низшего, то они только разрушают жизнь и вредят человеку. "Не сотвори себе кумира"».

    Кроме того, нужно принять во внимание опыт и аргументированную позицию людей, прошедших через увлечение роком, авторов в сане и без, самостоятельно изучивших вопрос, профессионалов в разных областях (музыкантов, ученых и прочих). Среди них много известных пастырей: архимандрит Рафаил (Карелин), протоиерей Александр Шаргунов, протоиерей Владимир Переслегин и другие. Есть высказывания против рок-музыки и у старца отца Иоанна (Крестьянкина). Говоря о вреде рока, он подчеркивал его несовместимость с Православием.

    - Но наряду с рокерами, афиширующими свой аморальный образ жизни и противные христианству убеждения, есть рок-музыканты, позиционирующие себя православными. Что Вы можете сказать о них и их творчестве?

    - Исполнители и поклонники рок-музыки - не просто разные люди, каждый со своими взглядами и принципами. Они все принадлежат к рок-культуре, в той или иной мере разделяют ее ценности и атрибуты, и между рокером-христианином и рокером-сатанистом есть много общего, несмотря на разность убеждений. Это горделивый протест (причем протест не как форма проявления единичного несогласия, а как фактор мировоззрения), вызов общепринятому, либеральная борьба за свободу и индивидуальность. Отсюда соответствующая тематика песен: обличение, недовольство, конфликты, противостояние с кем-либо. Для рока характерны саморазрушительные депрессивные мотивы, порой доходящие до суицидальности, уклон в демонизм (вплоть до язычества и сатанизма), культ рок-н-ролла и рок-кумиров, также разврат и наркотики.

    Сравним тексты песен «православных рокеров» и других рок-групп, в том числе и не скрывающих своей принадлежности к сатанизму.

    1. Горделивый протест: «Православный рокер» Константин Кинчев (рок-группа «Алиса»): «Мои песни для мертвых - облом, я пол века мешаю им спать»; «Всем важно, что о них скажут, мне важно, как отпоют. <...> Все захлебнулись в обиде, когда я встал на пути». Сатанинская группа «Slipknot»: «Я угроза попсе, и я еще не умер! <...> Меня не купишь ни за какие деньги в мире. <...> Я хочу знать, как ты следовал своим же собственным приказам. <...> У тебя есть мечта, но она - ничто!»

    2. Вызов общепринятому: К. Кинчев: «И если долог день, то ночь коротка, но часы мне говорят: „Нет", и поэтому я не ношу часов». «Slipknot»: «Если вы - 555, то я- 666».

    3. Либеральное восприятие свободы, причем как чего-то неизбежно недостижимого: «Христианская» рок-группа «Черный кофе»: «Но для каждого из нас сердцу мил свободы час, и порой не жалко жизни, чтоб хлебнуть ее хоть раз». «Metallica»: «Они посвятили свои жизни тому, чтобы подавлять его, он пытается угодить им всем, он так жалок, вся его жизнь - постоянная битва. <...> Все, что я чувствовал, все, что я знал, я никогда не показывал, несвободный, сам не свой».

    4. Культ рок-н-ролла и рок-кумиров: «Православная» рок-группа «Северный крест», воспитанники игумена Сергия (Рыбко): «Семь поколений рок-н-ролла. Рок - это не просто слово. <...> Рок - это жизнь»; «Они устроили бунт и протест, взорвали мозги. <...> "Nirvana", "Deep Purple", "Pistols", "Битлы"». Группа «Louna», выступившая в защиту панк-группы, совершившей кощунственную акцию в храме Христа Спасителя: «Мама, я прошу, не ругай меня, если я ложусь спать в начале дня. Я открыла дверь, он в нее вошел, жизнь моя теперь - это рок-н-ролл. <...> Это Хэт-филд и Мастейн, Это "Deftones" и "Mudvayne", это шаг в опасный путь и назад не повернуть».

    Таким образом, направленность текстов рокеров-христиан не отличается от текстов других рокеров, кроме того, они зачастую смешивают христианство и рок-н-ролл самым чудовищным образом и, позиционируя себя верующими, не перестают пропагандировать противные Православию взгляды и ценности. Например, «православный рокер» К. Кинчев в 2011 году громко отпраздновал 20-летие своего язычески-сатанинского альбома «Шабаш» и на концертах в Москве и Санкт-Петербурге исполнил все его композиции.

    Однако даже если не рассматривать идеологическую сторону, никакими самыми правильными текстами сущность рок-музыки не изменить, и накладывать православную лирику на оргиастический темный музыкальный ряд - значит заниматься кощунством и подменой. Такое творчество прививает его слушателям извращенное и демонизированное восприятие Православия, ложную духовность. На мой взгляд, это то же самое, что «хорошая» белая магия.

    - Что, по Вашему мнению, можно посоветовать музыканту, игравшему рок или иную современную музыку, но осознавшему ее душе-вредность? Может ли он как-то употребить свои навыки и способности во славу Божию?

    - Музыкантам лично от себя могу посоветовать попробовать себя вне современных популярных жанров.

    Возможно, получится нечто стоящее. Вероятно, нужно будет взять перерыв, чтобы отойти от прежних увлечений, измениться, чтобы впоследствии изменилась и сама музыка.

    Что касается перенаправления своего творчества во славу Божию, то надо определиться, что мы под этим подразумеваем. Если речь идет о переориентации его на сугубо духовную тематику, то будьте внимательны, остерегайтесь профанации. У светского и церковного искусства различное назначение, и лучше не соединять несоединимое. Не уместнее ли тогда обратиться к церковному искусству?

    Можно, думаю, поднимать в творчестве вопросы и темы, волнующие православного, но не напрямую, тем самым профанируя их, а аккуратно, соблюдая грань и вкус. Насчет конкретно этого советовать что-либо не дерзаю, тем более обобщающе, для всех.

    - А как быть слушателю, поклоннику рока? Что бы Вы порекомендовали человеку, тяготеющему к этому жанру, но осознающему его пагубность? Существует ли какая-нибудь альтернатива для тех, кому трудно сразу отказаться от современной музыки в пользу церковной, православной?

    - Не нужно отчаиваться, ибо отвыкнуть от увлечения тяжелой музыкой, как и от любой другой страсти, не так уж легко, но и нельзя оставлять все как есть. Альтернатива, конечно же, существует. Классическая и народная музыка, кантри, например. Я не говорю, что там все без исключения безупречно, нужно также смотреть и отсекать вредное, если оно есть. Но в целом и по сути эта музыка не содержит в себе того несомненного вреда, какой несет рок, и представляет куда большую эстетическую ценность.


    Беседовала Анна Самсонова

    Информационный вестник «Православный крест» № 4 (76), 2013 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос