Причина всех пороков

Дата публикации или обновления 06.06.2021
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • В духовной борьбе с грехом, как и в любом сложном деле, нужно быть вооруженным необходимыми знаниями и иметь соответствующий опыт.

    Иначе человек может буквально изнемочь, напрягаясь в стремлении исправить себя, но при этом так и не достичь желаемого результата.

    Святые отцы уделяли столь большое внимание системе воспитания человека, что даже их молитвы отображают ключевые элементы этой системы.

    Например, ежедневно на протяжении Великого поста мы читаем молитву преподобного Ефрема Сирина, прославленного подвижника и отшельника IV века, много сделавшего для того, чтобы помочь людям преодолеть грех и возвести душу к Богу.

    Однако следует знать, что в своей замечательной молитве святой Ефрем, помимо ясно различимого покаянного чувства и сокрушения сердечного, запечатлел также некоторые положения собственной аскетической системы.

    Так, четыре начальных прошения молитвы преподобного Ефрема Сирина заключают в себе просьбу к Богу избавить нас от конкретных пороков: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми...».

    А четыре последующих прошения заключают в себе просьбу помочь нам обрести четыре наиважнейшие добродетели: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему...».

    Итак, преподобный Ефрем Сирин начинает с неожиданного для многих упоминания о духе праздности.

    И сразу возникают вопросы: почему праздность – это порок? А если порок, то почему именно его поставляет святой Ефрем на первенствующее место, как бы обращая на него особое внимание молящегося человека?

    Дело в том, что праздность есть особое состояние души и тела человека, являющееся питательной средой для множества других грехов, страстей и пороков. В формальном смысле праздность – это пустое и лишённое содержательного смысла времяпрепровождение, не заполненное делом, трудом, попечением или творчеством. Однако не следует праздность путать с отдыхом, который есть необходимая часть человеческой жизни, ибо ещё в ветхозаветную эпоху отдых от работы был определён и освящён Самим Богом через заповедь хранить день субботний как время покоя и молитвы. Отдых физиологически необходим человеку для восстановления его телесных, духовных, эмоциональных сил.

    Праздность же есть нечто принципиально иное, ибо представляет собой владычество над человеком идеи пустоты.

    Праздным полем в старину именовалось невозделанное поле, праздным домом назывался дом без жильцов. Праздный человек не способен в собственной жизни предпринять ничего такого, что надлежащим образом обустроило бы её, улучшило и организовало. У такого человека нередко вся его жизнь проходит впустую. Об этом даже поговорка есть: «Праздная молодость – беспутная старость».

    Кроме того, следует помнить, что можно пребывать в расслабленной праздности, даже формально числясь при каком-то деле, порой даже весьма ответственном. Как много бед и несчастий приносит такое «праздноделание» окружающим и всему обществу!

    Вроде и на месте человек, и как бы работает, а никакого результата нет и не будет.

    Нередко всё это происходит потому, что человеком владеет такой опасный порок, как лень. Леность – это болезненное состояние воли, при котором человек не способен фокусировать и дисциплинировать свои мысли, быть господином своих желаний, управлять течением своей жизни.

    Дряблость духа и расслабление воли становятся для него непреодолимым препятствием при попытке осуществить свои планы, намерения и мечты, решать насущные жизненные проблемы.

    Но духовная пустота и леность не могут рассматриваться как постоянное и неизменное содержание человеческого духа. Ведь в природе даже абсолютный физический вакуум наполнен космическим веществом и энергиями. То же самое происходит и в случае духовной пустоты праздного человека.

    Рано или поздно она будет заполнена теми силами, которые окружают нас и обладают внешней соблазнительностью, настойчивостью и внутренней энергией. И таковыми предстают пустой душе грехи.

    Поэтому чаще всего человек духовно слабый, леностный и склонный к праздному времяпрепровождению становится лёгкой добычей тёмных и злых сил, греховных пороков и страстей.

    Вот чем будет легко заполнен вакуум, образующийся в душе праздного человека. Воистину, мнозей бо злобе научила праздность (Сир. 33:28).

    Праздный человек может поначалу быть благодушным, но постепенно он становится недобрым, а порой и злым, ибо начинает жить по греховному закону страсти и инстинкта. «Как не засеянная и не насажденная земля производит траву сорную и негодную, так и душа, не упражняемая в добрых делах, а по природе своей непрестанно стремящаяся к деятельности, по необходимости предаётся злым делам», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

    Преподобный Ефрем Сирин научает нас просить Господа, чтобы силой Его Божественной благодати мы оказались в состоянии победить грех праздности и лени, способный разрушить и погубить человеческую жизнь. Всякий грех приносит человеку страдание. Но, наверное, мало какой из них способен так изуродовать нашу жизнь, как лень и праздность.

    Сколько талантов было бесславно загублено этой обволакивающей и удушающей слабостью! Сколько на её счету несостоявшихся судеб, неосуществлённых великих планов, разрушенных прекрасных надежд! И всё только потому, что человек оказывается неспособным пересилить и обуздать своё греховное естество, победить свою духовную немощь, властвовать своей волей и понуждать себя к труду даже тогда, когда всякое усилие ко благу кажется невыносимо тяжким, докучным или даже опасным для нашего здоровья.

    К сожалению, человек привычно прибегает ко множеству лукавых оправданий, отговорок и увёрток для того, чтобы не выходить из расслабляющего состояния праздности и лени.

    Мы умеем отлично договариваться с собственной совестью и представлять ей формально убедительные объяснения нашему комфортному пребыванию во грехе.

    Святитель Феофан Затворник замечает в письме к своему духовному чаду: «Время свободное бывает, конечно. Куда его девать?

    Читать надо полезные книги и расширять круг здравых понятий.

    В жизни это необходимо». Именно так: использовать время досуга для того, чтобы расширять круг здравых понятий, что насущно и необходимо для нашей жизни.

    Следуя мудрости святого преподобного Ефрема Сирина, будем просить Господа оградить нас от порока праздности и лени, одарив взамен духовной трезвостью мысли и силой воли.

    Пусть сие великое и исполненное глубокой и прекрасной мудрости свидетельство отца нашего Ефрема поможет нам в повседневной борьбе со грехом!

    По книге «Тайна Покаяния» Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, подготовила Елена Добронравова


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, No 6/210, Июнь 2016.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос