Праздник Богоявления и его традиции
Богоявление издревле находится в числе великих двунадесятых праздников. Ещё в «Постановлениях Апостольских» (кн. 5, глава 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество».
Этот праздник и Православной Церкви совершается с равным торжеством, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединённые святками, составляют как бы одно торжество. Святая Церковь издревле совершает великое освящение воды как в Навечерие (18 января), так и в самый день Богоявления (19 января).
Водоосвящение в самый праздник получило своё начало в Иерусалимской Церкви и в IV-V веках совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для совершения водосвятия в честь воспоминания о Крещении Спасителя. Поэтому, если в Навечерие водоосвящение совершается в храмах, то в самый праздник Богоявления водоосвящение обычно совершается в том числе на реках, источниках и колодцах («хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.
В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное - Богоявление. Это Крещение Христа Иоанном Предтечей, это явление гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день - участие в церковной службе, церковных Таинствах и чине водоосвящения.
Вода, освящаемая на Крещение и Богоявление Господне, абсолютно одинакова в оба дня праздника - и в Крещенский сочельник (18 января), и в сам день Крещения и Богоявления (19 января). Вообще применение святой воды в повседневной жизни православного христианина многоразлично. К примеру, ею обычно кропят своё жилище, её употребляют натощак вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме - воде, освящённой накануне и в самый день праздника Крещения Господня).
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды её можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освящённая вода - это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения.
Святую воду принято употреблять с молитвой:
«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
Хотя и желательно - из благоговения к святыне - принимать богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией - при недугах или нападениях злых сил - пить её можно и нужно, не колеблясь, в любое время.
При благоговейном отношении святая вода остаётся свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить её следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освящённый хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, - имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявления других добродетелей христианских.
Но если нет их, то эта благодать не спасёт, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет её с живой верой в обетования Божий и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения.
Дмитрий Язов, по материалам беседы с протоиереем Максимом Козловым
Газета «Пантелеимоновский Благовест», приходской вестник храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 1 (179), январь 2014 г.