Память о Боге

Дата публикации или обновления 10.04.2021
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Зачастую мы вспоминаем о Боге тогда, когда что-то в нашем привычном течении жизни нарушается: приходит болезнь, уходят в иной мир близкие, возникают другие тяжёлые обстоятельства...

    Преподобный Иоанн Лествичник так говорит об этом: как вода, стесняемая со всех сторон, поднимается вверх, так и наша душа в стеснённых условиях восходит к Богу.

    Действительно, тогда всё забывается и вспоминается Тот Один, Который может помочь.

    Но к этому состоянию – состоянию восхождения к Богу – нам нужно стремиться и без внешних искушений, испытаний, то есть стремиться к этому и тогда, когда у нас всё вроде бы хорошо.

    Эксперимент

    Мы можем провести такой эксперимент. Вот пробуждаемся мы утром и с момента пробуждения думаем о том, что самое важное для нас сегодня – не забывать о Боге или хотя бы как можно чаще о Нём вспоминать. Потом день проходит, и мы себя испытываем, как прожили его, какую часть дня мы помнили о Боге, а какую о Нём забывали.

    И оказывается, что на самом деле о Боге мы забываем очень и очень часто. Мы говорим, не помня о Боге, действуем, не вспоминая о Нём, причём мы можем даже помолиться перед едой, но о Боге не вспомнить. И самое поразительное, что мы можем даже стоять на молитве в храме или дома и не помнить по-настоящему о Боге. Как это возможно?

    Дело в том, что когда мы вспоминаем о Боге как о чём-то внешнем по отношению к нам, то это не есть собственно память о Боге. Это можно вот с чем сравнить: в нашей жизни есть масса людей, с которыми мы знакомы и, в принципе, о них помним, но они не занимают нашего сердца и нашего внимания по-настоящему. Порой на таком же месте в нашем сознании находится и Господь…

    Можно провести и другую аналогию: есть в нашей жизни один, а может быть, два-три по-настоящему близких для нас человека. И, когда с кем-то из них что-то происходит – будь то болезнь или какая-то опасность, – наше внимание будет постоянно приковано к нему. Вот такая память о Боге будет истинной.

    У человека, живущего духовной жизнью, внимание устремлено к Господу.

    Человек чувствует, что не может без Него жить, и если на какое-то мгновение о Нём забудет, то это подобно потере под ногами почвы; сразу появляется необходимость вновь возвратиться духом к Богу.

    Главное условие

    Тот эксперимент, который был описан выше, на самом деле не просто эксперимент, а то, что должно стать делом нашей жизни. То есть наша цель – стараться жить, всегда помня о Боге, ощущая присутствие Божие, сообразуя свои мысли и поступки с Его волей. А путь к этому – если коротко и по-простому сказать, – это путь постоянной молитвы. И

    хотя наша молитва может быть ещё недостаточно внимательной, может не касаться по-настоящему глубоко нашего сердца – но именно она является тем самым условием, при котором наш дух в какие-то моменты будет пробуждаться и устремляться к Богу.

    Господь же, когда видит, что человек трудится, начинает ему помогать.

    Тогда-то человек и обретает те дары, которых своими силами он бы, безусловно, стяжать не сумел.

    Как «настроиться» на духовную жизнь?

    Ответ на этот вопрос следует искать в святоотеческих книгах, одна из которых так и называется: «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?».

    Написана она великим угодником Божиим, подвизавшимся в нашем Отечестве, – святителем Феофаном Затворником. И, наверное, нигде так ясно и так просто не сказано о различных проявлениях духовной жизни, её сторонах, сложностях, как там.

    Помимо этого у святителя Феофана есть масса писем, которые он писал разным людям, находящимся в конкретных обстоятельствах и обращавшихся к нему с конкретными вопросами. Эти письма, собранные в несколько томов, являются настоящим сокровищем и проводником восхождения к жизни духовной.

    В них святитель изложил собственный опыт подвижнической жизни. И если взяться за такой труд – прочитывать в день хотя бы одно-два письма и постоянно к чтению возвращаться, то душа этим чтением будет непременно согреваться и направляться на тот путь искания Бога, куда мы обязательно должны встать.

    По материалам проповеди игумена Нектария (Морозова)

    Подготовила Таисия Подмарёва


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, No 4/245, апрель 2019 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос