О грехе осуждения

Дата публикации или обновления 06.01.2021
  • К оглавлению: Газета «Духовная нива»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • В дни Великого поста в наших храмах слышится чтение покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина.

    Думаю, всем вам она хорошо знакома: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь».

    Начальные слова этой молитвы предваряют путь Великого поста, а с последними – мы приближаемся к Крестному Древу Великого пятка. Напитавшись Божественной Евхаристии Тайной вечери, мы оставляем земные поклоны в средине святейшей и Страстной седмицы, чтобы «сыновне» предстоять Кресту. Смысловая стройность этой молитвы привносит мысль о том, что необходимо бережнее расходовать эти святые и великие дни спасительной Четыредесятницы. Она словно подготавливает нам духовный план следования к Светлому дню Божественного Воскресения.

    Начальные дни первой недели проходят для нас под сенью слов Великого покаянного канона: «Постився Господь дней четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое...» И, если первые недели отведены для молитвы об избавлении духа праздности, уныния и иных склонностей, то последующее время словно вытягивает нашу немощную духовную составляющую, побуждая вступить на путь борьбы за обладание невещественными ценностями целомудрия, смиренномудрия, терпения и всеобъемлющего духа любви.

    В заключение преподобный Ефрем словно просит о даре «не осуждати брата», венчая им свою молитву.

    Вспомним здесь и слова преподобного Серафима: «Для сохранения мира душевного всячески должно избегать осуждения других». Всесветлое Воскресение увенчивает глубоким внутренним миром, подобно евангельскому «утру глубоку» (раннему утру) всякую душу, приходящую в радость Господа своего: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир дает, Аз даю вам» (Ин. 14, 27).

    Не приближаясь к открытию самого понятия о божественном мире, мы коснемся лишь малой стороны его: мир, которым «Господь благословит люди Своя» (ср. Пс. 28, 11) есть сердечное знание человеком своего Благодетеля и Избавителя – Бога. Это знание отнюдь не надмевает, не побуждает человека делиться им как обладающего с неимущим. Но, напротив, показывает его личную духовную нищету и Благодетеля, Приходящего и Дарствующего (одаривающего) человека Своим высоким вниманием и любовью.

    Вынося свой суд на ближнего, мы можем, пусть и непреднамеренно, осудить и его Создателя, сочетавшегося с ним, и потерять в своем сердце знаки блаженного мира как знамение божественного присутствия в человеческой душе.

    В минуты тягостные для нашего сердца будем вспоминать молитвы, способные вновь умилить наши сердца: «Днесь Христос приходит в дом фарисеов, и жена грешница приступивши к ногам, валяшеся вопиющи: виждь погруженную грехом, отчаянную деяний ради, негнушаемую от Твоея благости: и даждь ми, Господи, оставление злых и спаси мя» (стихира на «Господи, воззвах...» во святую и Великую среду вечера).

    «Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте расслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и расслабленного воздвигл еси древле, да зову Ти, спасаемь, Щедрый, слава, Христе, державе твоей».

    В неделю о расслабленном, кондак, глас 3 «Душевными очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый» (в Неделю о слепом, кондак, глас 4).


    Священник Роман Лазарев

    Газета «Духовная нива», выпуск № 2 (73), март 2014 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос