О чем говорит икона?

Дата публикации или обновления 29.01.2021
  • К оглавлению: Газета «Образ и подобие»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Что такое икона? Зачем она нужна? Почему иконы пишутся так, а не иначе? Если вы считаете себя православным христианином, вы, может быть, усмехнётесь таким нелепым и простым вопросам. Но стоит немного задуматься, и становится ясно, что не так уж это просто – дать чёткий и корректный ответ.


    Икона… Она с древних времён была неотъемлемой частью нашей культуры, нашего религиозного сознания. Без неё и храм не храм, и Русь – не Русь! Сначала вспоминаются знакомые образы, лики святых: Христос, Божья Матерь, Георгий Победоносец на белом коне и с копьём. Русские, со смешинкой глаза Николая Чудотворца, князья, евангелисты.

    Иконы в честь праздников: Рождество, Благовещение… Есть иконы, к которым можно обратиться с молитвой о чём-то конкретном: например, к Божией Матери, запечатлённой на образе «Неупиваемая Чаша», обращаются с молениями об избавлении от пьянства и любой другой страсти.

    Икона – это одухотворённое изображение Спасителя, святых и ангелов Его или каких-то значимых для христианина событий. Если посмотреть на архитектуру храма в целом, можно увидеть, что всё в нём подчинено одной идее, одному стремлению – вверх, к Богу Истинному. Сама архитектура храма, каждая человеческая и ангельская фигура, все росписи расположены не сами по себе, как придётся, а подчинены этому грандиозному замыслу. Всё направляет наш взгляд к алтарю, где мы видим на Царских вратах чашу Евхаристии, объединяющую нас таинством Причастия. Образа на иконостасе – алтарной перегородке – тоже расположены в строго опредёленном порядке, у каждого есть своё значение и своё место. В центре иконостаса обычно располагаются фигуры Богоматери и Христа, рядом фигуры евангелистов, Иоанна Крестителя, апостолов и святых. Внутренняя часть куполов храма символизирует весь небесный свод, и нередко на нём можно увидеть фигуру благословляющего Христа.

    В иконописи неподвижные позы праведников контрастируют со взглядами, в которых выражена сосредоточенная устремленность к Богу, непоколебимость.

    Они – исполнители замысла, и все чудеса совершаются ими не по своей прихоти, а по воле Христовой, исполнению которой они всецело себя посвятили. Об их подчинённой роли (даже у величайших святых, таких как Илия Пророк) говорят согнутые в поклоне спины и скованные, неподвижные фигуры. Аскетические лики свидетельствуют о том же: святые выкорчевывали в себе всякую страсть, всякое суетное желание, не осталось в них мирских попечений.

    Зато в этом самоуничижении открылась для них величайшая радость, которая не достижима иными путями: радость встречи с Богом и постижение Его замысла о всей твари; осознание красоты задуманного Им мира.

    Вместе тем на их лицах присутствует и выражение великой скорби о тёмном, греховном царстве ненависти и раздора, которое окружает нас в земной юдоли.

    Отсюда этот непостижимый взгляд, полный печали и радости одновременно.

    Повторюсь, что иконописец не изображает человека реалистично, это противоречило бы самой сути иконы. Задача иконописца – изобразить святого, занимающего подобающее ему место во вселенной: милостивого, одухотворённого царя над растительным и животным миром. Чтобы не было войн и конфликтов, должно научиться любить и сострадать, ставить волю Бога выше своего эгоизма. То есть икона – это не портрет, а образец человека совершенного, свободного от греха, хотя портретное сходство с оригиналом остаётся. Оттого иконы нельзя писать с живых людей: живя в этом мире, мы от страстей полностью не свободны.

    Отражаются в иконописи и житейские сюжеты, близкие разным людям. Пётр и Феврония как образ идеальной семьи, образы нищего и царя, монаха-подвижника, воина, целителя. На некоторых иконах одухотворённой мыслью иконописца угадываются тайна и чудо: Рождество Предвечного Бога от Марии-Девы; Преображение Господне, где Он предстал перед апостолами в облике не земном, а озарённом небесным светом; Симеон-Богоприимец с Младенцем на руках и многие другие.

    Кроме них, существуют изображения ангелов и других сил бесплотных, Софии – Премудрости Божией. Иногда в храмах встречаются изображения диковинных зверей и птиц – это образы твари, преображённой и возвращённой к первоначальному райскому состоянию. Они специально изображаются наивно, далеко не реалистично, чтобы можно было понять: это не настоящие животные, а те, какими они должны стать и станут в Царствии Христовом после Второго пришествия.

    Есть объяснение и ярким, праздничным краскам икон. Они взяты древним иконописцем из окружавшей его природы, но тоже глубоко символичны. Золотистое сияние, окружающее Христа, сродни солнечному свету. Это даже не цвет, это царственное сияние, подобающее Божеству. Красный цвет может быть и сиянием зари в образе Софии Премудрости, и символом человеческого начала в алых одеяниях Христа, и жутким адским заревом в сценах Страшного суда и наказания грешников. Есть легкий голубой цвет, Богородичный и небесный, глубокий синий – цвет ночного неба и небесной тверди.

    Каждому своё место, и использование каждого цвета оправдано. В иконе нет лишних деталей и случайных элементов. Они все необходимы для передачи мира невидимого, потустороннего. Бывает, что на одном образе мы видим события, которые происходят в разных местах или временах, например, отображена вся жизнь святого и его мученическая смерть.

    Это оправдано, ведь мир иконы вне времени и пространства, она скорее окно в вечность.

    На своём языке икона говорит с нами, повествует о вечности и Евангельской радости, которую принёс Спаситель заблудившемуся и погибающему миру. Она свидетельствует о существовании иного мира, лучшего. И когда мы теряемся в противоречиях и скорбях этой жизни, когда нет, казалось бы, смысла, и всюду царит жестокость и хаос, тогда можно увидеть на иконе ясный, конкретный ответ, для чего стоит жить и как жить. Исполненные любви и сострадания ко всему живому святые возвышаются над тем, что мучает и не устраивает нас сегодня. В их лицах, в их душах, обращённых к Богу, есть ответ и указан путь преодоления несовершенства этого мира.


    Анастасия Полева

    Газета о православной жизни «Образ и подобие», выпуск № 1 (22), февраль 2014 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос