Нужна ли исповедь

Дата публикации или обновления 25.01.2021
  • К оглавлению: Газета «Образ и подобие»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Нужна ли исповедь, и станет ли препятствием крещению ребенка «гражданский» брак.

    Церковь категорически настаивает на нормальном гражданском законном (объявленном перед законом и государством) браке.


    Мы с мужем решили (живем в гражданском браке) окрестить дочку. Когда пришли в церковь на первую беседу, нам пояснили, что, так как у нас внебрачный ребенок, то это может явиться причиной отказа в крещении. Сама я крещеная и хочу, чтобы ребенок у меня был тоже крещеный, а получается так, что моему намерению начинают препятствовать. Скажите, действительно ли родители должны (подчеркиваю – должны) состоять в законном браке, для того чтобы можно было беспрепятственно окрестить ребенка? Также меня волнует еще один вопрос (все по поводу крещения дочери) – обязательно ли требуется пройти исповедь всем, то есть мне, мужу и крестной? Насколько я знаю, исповедь – это добровольное дело, и никто не может принудить к ней. А тут, для того чтобы окрестить дочку, нужно обязательно всем исповедаться. Может, я, конечно, и ошибаюсь.

    Ольга С.


    Вы абсолютно правы, исповедь – дело исключительно добровольное. Как и крещение – Вас или Вашего ребенка.

    А для того, чтобы понять, почему исповедь обязательна перед крещением, нужно разобраться, что же такое само крещение.

    В первую очередь, это приобщение человека к Церкви, а через нее – к Богу. В этом таинстве человек дает Господу серьезные обещания в отношении своей жизни: он отрекается от сатаны и всех дел его и сочетается со Христом. То есть обещает исполнять заповеди Божии, среди которых есть и заповедь «Не прелюбодействуй», осуждающая не только супружескую измену, но и то, что сейчас принято называть гражданским браком (хотя он таковым и не является – это вовсе не брак).

    Почему Церковь настроена в этом отношении столь категорично? Это следствие горького опыта. К священникам во множестве подходят женщины, брошенные мужчинами, не пожелавшими брать на себя элементарную ответственность за жену и детей. Эти женщины спрашивают: что же теперь делать?

    Ответить на этот вопрос очень сложно: действительно, а что ей, бедной, теперь делать в тридцать пять с двумя детьми? И ведь когда она «сходилась» (уж простите за выражение) с этим мужчиной, думаете, она не говорила себе: «У нас все будет хорошо, он меня любит. Ну и что, что не хочет расписываться? В конце концов, он прав: что нам даст штамп в паспорте…»? И ведь ни одна из этих сотен и тысяч несчастных женщин не думала, что когда-то окажется в таком положении.

    Поэтому Церковь категорически настаивает на НОРМАЛЬНОМ ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОННОМ (ОБЪЯВЛЕННОМ ПЕРЕД ЗАКОНОМ И ГОСУДАРСТВОМ) БРАКЕ. Потому что это – показатель доброкачественности отношений между супругами. Далеко не абсолютный, но все-таки показатель, препона для легкомысленного отношения к отношениям мужчины и женщины.

    Сожительство считалось смертным грехом во всех цивилизациях во все времена, потому что оно разрушает жизнь человека и приводит не только к разрушению семьи, но порой и к краху всех надежд и всего существования. Вот почему человек, живущий в таком сожительстве, не может участвовать в церковной жизни, не может быть полноценным членом Церкви, а ведь именно для этого и существует крещение.

    Так что если Ваш брак не зарегистрирован хотя бы в органах ЗАГС (уж и так идем навстречу – не говорим о венчании), то Вы не можете быть крестными или креститься сами.

    Что касается крещения детей. Это со взрослым человеком можно серьезно поговорить и выяснить, как он собирается дальше строить свою духовность: нужен ли ему Бог и Церковь, и какое место будет отведено вере в его жизни. Собирается ли он исполнять заповеди Божии, или для него это просто магический ритуал, имеющий второстепенное значение.

    С ребенком сложнее: он не сам принимает решение креститься, значит, спрос с родителей и крестных, готовых дать твердое обещание воспитывать ребенка в вере в Бога, в уважении к Церкви. При этом воспитывать нужно не просто хорошего человека, а именно православного христианина, для которого заповеди Божии будут жизненными ориентирами, а не памятниками древней культуры, который будет молиться, будет знать жизнь Церкви и в ней участвовать.

    Все это Вы обещаете в крещении Богу. За себя и за ребенка. И если родители, будучи крещеными, не исполняют этих обещаний сами, игнорируя требование Церкви о законном браке, то странно надеяться, что они научат детей эти обещания выполнять. А зачем давать обещания, если не собираешься их исполнять? Лгать же Богу в Церкви, да еще привлекать к этой лжи священника – ничего полезного из этого не выйдет. Господь потом спросит и с Вас, и со священника.

    Надеюсь, Вы поняли, почему перед крещением (своим ли, или своего ребенка) человек должен переосмыслить свою жизнь в свете жизни Церкви, в свете заповедей Божиих, осознать, что у него неправильно, и принять решение об исправлении. А это – прямой путь к исповеди.

    Конечно, не все сразу: человеку за один день трудно стать настоящим христианином. Есть грехи, пороки и привычки, бороться с которыми придется долго. Но есть действия, которые доступны для каждого. Сюда относится и заключение настоящего гражданского брака в ЗАГСе.

    Если люди на это решаются, то Церковь закрывает глаза на то, что у них нет еще серьезного опыта молитвы, что они еще не привыкли к посту, что они многого не знают: они показали, что готовы слышать и слушать Церковь, а через нее и Бога, следовательно, все остальное со временем придет.

    Но если человек хочет «просто покреститься», не сделав никаких выводов, и продолжать жить в смертном грехе, то он явственно показывает, что Церковь для него не авторитет, она ему не нужна. А следовательно, не имеет смысла и крещение как таинство, в котором человек становится членом Церкви.

    Так что Божьей Вам помощи. Подумайте: если Вы готовы дать Богу столь серьезные обещания за себя и своего ребенка – это здорово. С радостью окрестим Вашего малыша, когда Вы вступите в брак. Но если нет – что ж, крещение, как и исповедь, – дело добровольное.


    Иерей Стефан Нохрин, руководитель отдела катехизации и духовного просвещения Хабаровской епархии

    Газета о православной жизни «Образ и подобие», выпуск № 3 (24), июнь 2014 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос