На службе русской иконописи

Дата публикации или обновления 25.10.2021
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Наши собеседники – руководитель иконописной мастерской «Иконис» иконописец Павел Никулин и художник Александра Никулина. Разговор зашел о том, в чем все же состоит секрет по-настоящему хорошей иконописи – то есть такой, которая и сто лет спустя будет радовать взор и восхищать душу христианина.

    Художник-иконописец Павел Валерьевич Никулин - художественный руководитель, генеральный директор и главный художник Центра православного искусства, реставрации и строительства «ИКОНИС».

    Автор-исполнитель множества проектов. Окончил Иконописную школу при Московской духовной академии, а также Московскую духовную семинарию, в которой обучался параллельно с Иконописным отделением, а затем Московскую духовную академию. Имеет многочисленные благодарственные грамоты от архиереев и настоятелей храмов: благодарственное письмо за иконописный труд во славу Святой Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, митрополита Калужского и Боровского Климента, медаль «За веру и добро» от администрации города и лично от губернатора Амана Тулеева, а также за роспись в с. Красное Калужской области от губернатора Артамонова Анатолия Дмитриевича.

    – Павел Валерьевич, у Вас хорошее духовное образование. Почему Вы стали не священником, а иконописцем?

    – Я так же, как священник, служу Богу: иконопись – это богословие в красках.

    – Расскажите, пожалуйста, о вашей работе, – обращаюсь я к Александре Никулиной.

    – Наша работа – это роспись храмов, написание икон, реставрация, украшение церковных зданий мозаикой, создание иконостасов, написание икон... Это не бизнес, а служение Богу – таков наш девиз. Мы – это Павел Валерьевич Никулин, наш художественный руководитель, главный иконописец, и коллектив, состоящий из опытных и талантливых художников, стенописцев, мозаичистов. С нами работают мастера, собранные из многих уголков России. Так, например, некоторые художники приезжают из Хакасии, Читы, Иркутска... Учась в художественной школе, Павел уже занимался опытами: смешивал разные составы, думал, как отреставрировать икону...

    В эти же годы Павел служил иподиаконом, десять лет из них – у епископа Иова, и, когда он был еще четырнадцатилетним подростком, ему уже давали иконы на реставрацию!

    Павел вместе с мамой часто паломничал в Сергиев Посад в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Знакомые священники, увидев его художественные работы, посоветовали поступить в иконописную школу при Лавре. Потом была учеба в Московской семинарии и академии. У него было свободное посещение, так как молодой иконописец одновременно работал в художественной мастерской Лавры. Мастерская «Иконис» работает как единое целое с 1998 года. За это время мы расписали более двадцати храмов. Были работы и в Мексике, и в Монголии, и в Ставрополье, и в Сибири. А сейчас нам предстоит благоукрашать мозаикой часовню во имя святых Петра и Февронии ставропигиального Покровского женского монастыря в Москве, того, где почивают мощи праведной Матроны.

    – Мастерская «Иконис» уделяет немалое внимание технологиям?

    – Да, благодаря кропотливой исследовательской работе в наших технологиях что-то восходит к традициям иконописцев Древней Руси, что-то – к опыту мастеров других стран, а что-то – и к наработкам современных ученых. Иногда, приступая к росписи, мы приглашаем технологов из московского представительства немецкой компании Caparol, в основе работы которой лежит вековой опыт реставраторов и наработки реставрационных институтов. Мы берем образцы материала, из которого состоит стена, и отправляем их в Германию на экспертизу.

    Через несколько недель мы получаем информацию, в соответствии с которой подбираем краску. Анализируем по составу каждый фрагмент росписи, консультируемся с опытными реставраторами, раскрываем сохранившиеся фрагменты старинного декора, скрытые под более поздними слоями. Стенопись мы стараемся сделать такой, чтобы человек, вошедший в храм, почувствовал благоговение и любовь иконописца, а через это ощутил благодать и захотел обратиться к Богу. Мы переживаем за каждый мазок, нанесенный кисточкой... Эта работа - как песня: она льется из сердца, из души.

    – Чем может грозить невнимание к технологии?

    – Неквалифицированные мастера расписывают церкви неподходящими красками, применяют неверные технологии. Еще одна распространенная ошибка: некоторые приходы надолго откладывают роспись храма, аргументируя это тем, что здание должно устояться. Это неправильно. Если храм просто в кирпиче - да, он может устояться. Но если его зашпаклевали, загрунтовали и побелили - ни о каких усадках не может быть речи. Уже на этапе побелки стен необходимо обратиться к специалистам, которые будут выполнять роспись, чтобы подготовка стен проводилась в соответствии с технологией. Невыполнение этого правила приводит к искажению цветов росписи, к тому, что на стене будет оседать копоть и т.п. Был случай, когда до нас расписали храм... гуашью. Это было «дешево и сердито».

    Конечно, вскоре все отвалилось. И нас попросили приехать и «поправить». А ведь поправлять за кем-то - это самое трудное! Одно дело, когда ты работаешь от начала до конца, грунтуешь, шпаклюешь стену, наносишь колера - те, которые надо, которые послужат основой росписи, - и совсем другое, когда надо переделывать за кем-то. А это приходится делать и делать... Некоторые хвалятся, что могут расписать и кафе, и спортзал, и храм... Но иконопись - это совершенно иное.

    – Соблюдение технологии необходимо не только при иконописных работах, но даже при окраске стен?

    – Сейчас мы занимаемся реставрацией Вознесенской Давидовой пустыни в Чеховском районе Московской области. Фасад храма Всемилостивого Спаса там окрашен одной краской. Но нижняя часть стены имеет один цвет, а верхняя – другой. Почему? Потому что маляры добавили в краску воды. И вот – вода замерзает, размораживается, и стена линяет разными цветами. Такое мы встречали во многих местах. К окраске стен зачастую нет серьезного отношения – многие применяют материалы, не проводя никаких экспертиз, а потом удивляются, почему шпаклевка отваливается, а цвет становится неровным. Между тем современные технологии предусматривают превратности погоды. Мы применяем качественный материал, благодаря которому роспись будет держаться сто пятьдесят, триста лет.

    – С какими специалистами вы консультируетесь по вопросам реставрации храмов?

    – Мы сотрудничаем с реставраторами из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Суздаля, Читы, Германии, Италии, Китая и т.п. – аккумулируем опыт разных школ. Среди моих постоянных соработников – реставратор из Китая Ван Джан, он занимается реставрацией дворца на центральной площади в Пекине, реставрирует росписи, украшающие бамбуковые перекрытия этого дворца. Ван-Джану принадлежит и производство художественных кистей необыкновенного качества – таких больше нигде не делают. Так что мы закупаем у него материалы.

    – Не знала, что опыт китайских мастеров может помочь в реставрации православной иконописи...

    – В этой стране вековые технологии реставрации. Например, китайцами изобретен особый масляный состав.

    Деревянная мебель, обработанная этим составом, веками сохраняет свой внешний вид, не рассыхается, не страдает от жучка. Мы применяем этот состав для покрытия икон. Он предохраняет левкас от ломкости, старения, а краску от выцветания; связывает натуральную краску, так что на икону можно давать практически вековую гарантию. На росписи мы также предоставляем долговременную гарантию: храмы, расписанные нами в 2000 году, продолжают радовать глаз безупречной стенописью. Кстати, выполненную нашими мастерами роспись можно мыть.

    – Создание мозаики тоже требует соблюдения сложных технологий?

    – Безусловно! Мозаику можно просто приклеить – и вскоре она начнет рассыпаться, станут отпадать камешки. Но итальянские специалисты разработали клеи, которые противостоят даже аномальным погодным явлениям, подобным жаре, которая охватила нашу страну в 2010 году. Этот состав выдерживает и высокие, и низкие температуры, и влажность, и прямое попадание воды. Для создания мозаик мы используем натуральные камни.

    Заказываем их в Италии, сами распиливаем, замачиваем, разбиваем и наконец раскладываем. В Китае закупаем полудрагоценные камни, яшму, травертин, оникс и различные мрамора. Также приобретаем камни на уральских карьерах. Используем и смальту: санкт-петербургскую, итальянскую. Последнее время мы стали делать не только храмовые мозаики, но и мозаичные картины: пейзажи с видами монастырей, натюрморты, витражные иконы и картины, а также выложенные камнями и мозаикой пасхальные яйца... Это прекрасный подарок для архиерея или для благотворителя храма.

    – Расскажите о некоторых из ваших работ.

    – В Мексике мы расписывали храм Апостолов Петра и Павла Антиохийского Патриархата. Было непросто трудиться в стране с совершенно другим языком, менталитетом. Но и там живут люди верующие, которые молятся, которые хотят, чтобы у них возвели и расписали храм. А храм был еще не достроен: не было купола, крыши, мы писали, а на нас капал дождь... Работали в дождевиках, росписи накрывали пленкой...

    В Новокузнецке в 2011-2012 годах расписывали уникальный храм-памятник погибшим шахтерам, который строился много лет. Своими размерами он подобен Храму Христа Спасителя в Москве. На кирпичах там выбиты имена погибших шахтеров. Нижнюю церковь этого храма мы выкладывали мозаикой. Это была наисложнейшая работа, которую мастерская «Иконис» выполняла по заказу владыки Аристарха, а также губернатора г. Новокузнецка и Кемеровской области Амана Тулеева. Мозаику мы делали в своей мастерской в Сергиевом Посаде, выкладывали фрагменты: некоторые - по пять метров длиной и семь шириной, а затем отправляли их транспортом в Новокузнецк и там монтировали. Монтаж был очень сложным: высота придела небольшая, конструкция стен сложная, надо было заполнить ниши. Слава Богу, результат радует глаз.

    – Я слышала, что вы даже потрудились над благоукрашением храма в буддийской стране?

    – Да, в Монголии мы расписывали храм, причем и проект, и благо устройство храма мы делали сами. «Бодались» с монгольскими и русскими таможенниками: не могли ввезти в буддийскую страну иконостас, иконы, а с Распятием вообще были огромные проблемы. Нам препятствовали в перевозке православной утвари и всего, что связано с христианством. Зато потом было отрадно, когда Президент России Владимир Владимирович Путин, находясь с визитом в Монголии, посетил храм, который мы благоукрашали. Владимир Владимирович был настолько восхищен увиденным, что попросил стул, чтобы сесть и внимательно все рас смотреть. Он сказал, что редко встречал такую замечательную роспись и такой иконостас. Нам это, конечно, было приятно.


    Беседовала Алина Сергейчук

    Источник материала: журнал «Благоукраситель» № 43 (лето 2014 г.) издательства «Русиздат».

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос