Литургические особенности праздника Рождества

Дата публикации или обновления 12.01.2021
  • К оглавлению: Газета «Духовная нива»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • «Любити убо нам, яко безбедное страхом удобее молчание, лю-бовию же Лево песни ткати спро-тяженно сложенныя неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь». Катавасия 9-й песни — ирмос второго канона. В основе праздника Рождества Христова лежит событие - явление Христа во плоти.

    Самые ранние известия о Рождестве Христовом как празднике, относятся ко второй половине второго века. Этот праздник еще не имел такого содержания как ныне. Он назывался Богоявлением, и имел отношение вообще к явлению Бога во плоти, что собою охватывало и Рождество Христово, и событие Его крещения во Иордане. Сам праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства с 20-24 декабря (по старому стилю) и шесть дней попразднства. А отдание бывает 31 декабря.

    Заметно отличаясь такой продолжительностью, предпразднство Рождества Христова выделяется из других предпразднств тем, что Церковный устав отождествляет его с предпасхальной, Страстной седмицей, приближая службы этого предпразднства к службам Страстной седмицы. Во все эти дни, на повечериях положены каноны, составленные по подобию канонов Страстной седмицы, даже припев к тропарям канонов тот же: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Так, 20 и 21 декабря, на повечерии положены трипеснцы, составленные по образцу трипеснцев Великого понедельника и Великого вторника, 22 декабря — по образцу канона Великого четверга «Сеченое сечется.,» 23 декабря — трипеснца Великой пятницы «К Тебе утренюю,.», а 24 декабря — по подобию канона утрени Великой субботы «Волною морскою...».

    Высокопоэтические каноны и стихиры предпразднства вдохновенны, и глубокосодержательны.

    Канун праздника — 24 декабря — называется еще Навечерием праздника.

    Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Уже в IV веке было определено, как праздновать Навечерие, если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1). Если Навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресения, то В этот день утром совершаются

    Великие (или Царские) часы и затем вечерня с литургией святого Василия Великого.

    Если Навечерие Рождества Христова совпадет с субботой или неделей (воскресеньем), то Великие часы переносятся на пятницу, и литургия в эту пятницу не совершается, а вечерня в пятницу служится вечером, в обычное время.

    В самый день Навечерия, то есть в субботу или воскресенье, бывает литургия святого Иоанна Златоуста, после которой совершается великая вечерня, относящаяся уже к самому празднику. Литургия же святого Василия Великого переносится на день самого праздника.

    Великие часы представляют собой соединение всех четырех часов в одну службу с присоединением к ним чина изобразительных. Они имеют основное назначение — заменить собой в Навечерие литургию, которая хотя и совершается обычно в этот день, но только вечером с вечерней, и следовательно, относится к следующему дню.

    Каждый из четырех Великих часов имеет особые два псалма, приуроченных специально к празднику, и тропари, а также паримию, прокимен, Апостольское и Евангельское чтения.

    Великие часы заканчиваются чином изобразительных, который обычно совершается вместо литургии (обедни). Поэтому последование изобразительных, изображающее своими молитвами и песнопениями литургию, в богослужебных книгах еще носит название «обедницы».

    Накануне (в Навечерие) праздника Рождества Христова, рождественская вечерня совершается днем отдельно от утрени праздника, для того, чтобы обеспечить ей самой торжественное совершение. Для этой цели она обычно соединяется с самой длинной, торжественной и трогательной литургией святого Василия Великого. Если же

    Навечерие Рождества Христова приходится на субботу или воскресенье, то рождественская вечерня в Сочельник не соединяется с литургией, а совершается самостоятельно сразу после литургии святого Иоанна Златоуста. В этом случае, как мы уже указали, Великие часы переносятся на пятницу. Литургия же Василия Великого тогда будет совершаться в самый праздник.

    Если Навечерие случится в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, то в этот день читаются Царские часы, после которых — изобразительны и отпуст.

    Затем начинается вечерня с литургией св. Василия Великого.

    Таким же образом совершается служба и в Крещенский Сочельник. После заамвонной молитвы бывает освящение воды, начинающееся пением тропарей «Глас Господень на водах...» и других. Если Навечерие праздника случится в субботу или воскресенье, то Царские часы переносятся на пятницу. Литургии в этот день не бывает.

    В Навечерие совершается литургия святого Иоанна Златоуста (с обычными часами перед ней). После обычного литургийного отпуста («Христос истинный Бог наш») закрываются царские врата. Священник произносит возглас: «Благословен Бог наш...», и начинается великая вечерня праздника, переходящая в литургию. После чего бывает «славление» Христа.

    После отпуста вечерни или литургии выносится на середину храма подсвечник с горящей свечой. Перед ней священнослужители и певцы поют «велегласно» — громко и торжественно — тропарь и кондак праздника, после чего молящиеся расходятся.

    Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме.

    Этим заканчивается богослужение Навечерия праздника. Всенощное бдение праздника состоит из великого повечерия, литии и утрени с 1-м часом. В следующий день после праздника Рождества Христова — 26 декабря — празднуется Собор Пресвятой Богородицы.


    Священник Вадим Калямин

    Газета «Духовная нива», выпуск № 1 (78), январь 2015 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос