Керамика в церковном зодчестве

Дата публикации или обновления 27.10.2021
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Имя первого человека – Адам происходит от однокоренного «Адама», т.е. «земля, глина».

    От земли взят человек. Та же земля – глина – с древнейших времен была одним из главных строительных материалов. Многие краски, которыми работали древние художники, сделаны из той же земли: минералов, различных видов глины.

    Храмы, терема, дома с давних времен украшались изразцовым многоцветьем. Декоративная керамика использовалась в архитектуре с древнейших времен.

    Что означает слово «изразец»? Может быть, оно происходит от глагола «ображать, обряжать» – то есть изображать, украшать. Образец, образ, обряд, изразец – слова однокоренные... Недаром в России изразцы нашли одно из главных своих применений в церковном искусстве.

    Древняя Русь все лучшее несла Богу – вот и изразцы уже в домонгольские века украшали храмы. Хотя расцвет изразцового искусства России принято связывать с XVII столетием, когда были украшены знаменитые храмы Ярославля, радующие взор керамическими куполами и фризами, археологи свидетельствуют, что традиция декорировать храмы керамикой в нашей стране появилась вместе с самим храмоздательством.

    При раскопках первого православного храма Киевской Руси - Десятинной церкви в Киеве - были обнаружены не только остатки изразцов, но и мастерская, где эти изделия изготавливались. Причем изразцы в ней создавали как терракотовые – то есть выполненные из красной глины и украшенные рельефом, без покрытия, так и расцвеченные глазурью. Многие русские храмы того времени были щедро украшены цветными изразцами, на которых фантазия художника запечатлела диковинных птиц и животных, орнаменты из растений и цветов. Вся нижняя часть стен алтаря знаменитого храма Софии Киевской была покрыта разноцветными изразцами, верхнюю же часть украшали мозаичные панно. Изразцы находят и в раскопках Старой Рязани, Владимира XII столетия...

    Керамическое многоцветье украшало не только храмы, но и княжьи, боярские палаты. Некоторые исследователи предлагают иную этимологию слова «изразец», производя его от глагола «резать». «Изразец – изрезец – изрезанный»... Эта версия дает нам повод для нового рассказа. Среди работ современных керамических мастерских мы часто встречаем два вида изразцов: рельефные и гладкие. Не все знают, что они имеют разное историческое происхождение, различное «гражданство». Древнерусский изразец, вероятнее всего, как и многие иные формы художественного искусства, пришел на Русь из Византии. Традиционно он был рельефным. Рельеф этот создавался с помощью деревянной формы, выполненной резчиком. Гладкие же изразцы появились в нашей стране значительно позднее – их принесли из Европы петровские преобразования.

    Путешествуя по Европе, царь-реформатор Петр I обратил внимание на блестящие гладкие «кафели» – плитки, которыми украшались интерьеры в Голландии, Германии, Польше. Ими декорировали не только печи и камины, но и стены, а иногда - мебель. Европейские изразцы, быстро прижившиеся в России, имели глянцевую белую поверхность, на которой кобальтовыми - то есть синими (реже - серыми) красками был нанесен контурный рисунок. Европейские изразцы традиционно использовались лишь в помещениях. При том, что ими чаще всего украшали печи и камины, конструкция «кафе-лей» отличалась от формы русских печных изразцов: они были плоскими, в то время как отечественные мастера снабжали обратную сторону изразца особой коробочкой, благодаря которой он прочнее крепился к поверхности, а главное - дольше сохранял тепло. Каждому времени свойственно свое искусство.

    Древнерусский изразец символическим языком повествовал о рае Божием: дивные цветы и лозы, диковинные звери и даже чудовища - аллегории средневекового благоукрашения, ко многим из которых нам уже не подобрать ключа. Можно долго гадать, например, о том, что означает грифон - крылатый лев... Может быть, это символическое изображение евангелиста Марка? Тогда почему встречаются изображения грифона, терзающего серну? Уж не напоминают ли они о «льве рыкающем, ищущем, кого поглотити». Крылья - символ принадлежности к иному, духовному миру... В дни Петра I голландский изразец, как и все, привнесенное в русскую жизнь этой эпохой, напоминал о Европе, копировал западные образцы...

    (Вспомним об этимологии: изразец - образец... Вот и встретились два слова-родича...) Впрочем, одной декоративной плиткой керамическое искусство в русской архитектуре не ограничивалось никогда. И в XVIII столетии создавались, например, керамические иконы – ярким примером является образ Бога Саваофа, созданный в мастерской М.В. Ломоносова в 1757 году. В начале века ХХ искусство вновь обернулось лицом к исконной Руси.

    И - возрождая старину, привнесло нечто новое, древности неведомое. Изразцы возвратились в храмы. На фасадах Покровской церкви Марфо-Мариинской обители мы видим изразцы, созданные в 1910 году Сергеем Тимофеевичем Коненковым. Интересно, что изразцы эти на самом деле каменные, резные - вот оно, новое воплощение старинных традиций! Керамические изразцы украшают барабан храма Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, созданного художниками В.Д. Поленовым и В.М. Васнецовым и ставшего своего рода декларацией русского модерна.

    Проектируя эту церковь-памятник, церковь-шкатулку каждую деталь которой можно рассматривать и изучать, авторы серьезно изучали древнерусское искусство: храмы Великого Новгорода (прообразом храма послужила церковь Спаса на Нередице), Ярославля, Ростова Великого... А вот и находка эпохи модерна: изразцами украсили печную трубу храма. Вероятно, изразец пришел на Русь вместе с православной верой. Судьба его связана с Церковью и поныне. В самом деле: керамика успешно используется и в светских интерьерах - но в экстерьере зданий ее чаще всего можно увидеть именно на стенах храмов, святых вратах монастырей... Керамические фризы, надвратные иконы, купола - все это дарит православному храму неповторимое тепло древнего искусства…


    Алина Сергейчук

    Источник материала: журнал «Благоукраситель» № 41 (зима 2013 г.) издательства «Русиздат».

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос