Изразцовый иконостас

простоит долго

Дата публикации или обновления 26.10.2021
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Если алтарь – сердце храма, то иконостас – его лицо. Каким быть иконостасу? Чем руководствуются принимающие это решение? И как, при соработничестве художников, мастеров и настоятеля храма, рождается облик иконостаса? Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились к протоиерею Георгию, настоятелю храма Воскресения Христова г. Клина (Московская область), не так давно украсившегося красивым и необычным изразцовым иконостасом.

    – Отец Георгий, расскажите, пожалуйста, об истории и архитектуре Воскресенского храма.

    – Храм Воскресения Христова – один из самых древних в Клину, когда-то он был главным собором города. Он расположен в центре города, на возвышенности, в излучине реки Сестры, – здесь раньше находился Клинский кремль. Первое упоминание о храме относится к началу XVI века. В то время он был деревянным. А вот уже в 1712 году мы видим упоминание о каменной церкви Воскресения, построенной взамен деревянной. В таком виде храм и дошел до наших дней. Он выстроен из кирпича, по архитектурному стилю это раннее московское барокко. Форма храма достаточно типична для своего времени: он построен в виде корабля, имеет алтарь, основную часть, трапезную и притвор. Трапезная храма была теплой, а высокая основная часть – летней.

    Окна украшены небольшими колоннами, пилястрами. Во многом архитектура нашего храма напоминает Успенскую церковь Новодевичьего монастыря. Это помогло нам при реставрации здания: мы использовали альбом с видами Успенской церкви. Интересно, что старые русские города строились методом «прозора»: главная дорога, ведущая в город, непременно проходила через его центральную площадь, где стоял соборный храм, а затем вела далее – прочь из города, пересекая его насквозь. Такую планировку имеет и Клин. Старый тракт, ведущий из Москвы в Санкт-Петербург, пересекает его, проходя как раз мимо Воскресенской церкви – бывшего собора.

    – В каком виде храм дошел до нашего времени?

    – В двадцатых годах ХХ века храм закрыли. Сначала там устроили склад, куда свозили конфискованные иконы и церковную утварь из разоряемых по всему уезду храмов, затем все это было вывезено неизвестно куда, а в Воскресенской церкви оборудовали училище Клинского станкозавода. Здание переделали практически до неузнаваемости: убрали купола, разобрали восьмерик, сделали второй этаж, изменили форму окон – получилось типовое промышленное здание. Алтарную часть не разрушили, но сделали из нее подъезд, через который люди входили в здание.

    – Таким вы и увидели этот храм впервые?

    – В 1996 году, когда я был назначен настоятелем Воскресенского храма, в нем располагалось уже не станкостроительное, а поварское училище. На первом этаже стояли плиты, котлы, на втором располагались классы. Полностью храм передали приходу лишь к 2000 году. Нам пришлось переделывать практически все: неискаженными за годы безбожия остались лишь фундаменты и часть стен. На сегодня церковь практически приобрела свой первоначальный вид, который можно увидеть на фотографиях. Наконец перед нами встал вопрос, как украсить храм изнутри. Отделка – вещь дорогостоящая, поэтому она растянулась на довольно длительное время.

    – Почему вы украсили храм изразцовым иконостасом?

    – Когда зашла речь об иконостасе, члены приходского совета долго не могли прийти к единому мнению: одни предлагали заказать его в «Софрино», другие – сделать тябловый иконостас или иконостас, украшенный лепниной. Нашей целью было заказать иконостас, который прослужит как можно дольше, будет фундаментальным, практичным и, безусловно, красивым. К тому же он должен соответствовать архитектуре нашего храма и, наконец, быть доступным для приходских средств. Мы стали рассматривать каждый вариант исходя из этих требований. Деревянный иконостас, украшенный достойной резьбой ручной работы, слишком дорого стоит. При этом иконостас из дерева, что ни делай, рассыхается, а если его детали склеены – еще и расклеивается. Я не раз это наблюдал. Невозможно создать в храме идеальную атмосферу: то душно, то жарко, то сквозняки...

    Гипсовый иконостас еще более хрупок: попросите приходских бабушек помыть его к празднику – они как минимум сотрут всю позолоту, а то и отломают какую-нибудь деталь. Керамический иконостас прочен: его можно протирать влажной тряпкой, смахивать пыль. Мысль о таком иконостасе у нас появилась, когда мы заинтересовались убранством Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря: тогда как раз началась его реставрация. Недалеко от Клина есть и еще один монастырь, богато украшенный изразцами, – Иосифо-Волоцкий монастырь. Мы стали изучать вопрос керамического декора в храме и поняли, что в нашем – Воскресенском – храме изразцовый иконостас будет весьма уместен не только из практических, но и из духовных, символических соображений.

    – Почему?

    Патриарх Никон, создавая Ново-Иерусалимский монастырь, хотел воспроизвести архитектурный декор храма Гроба Господня. Как известно, убранство этого храма выполнено из мозаики и цветного мрамора. Но на Руси в то время эти материалы были труднодоступны и стоили очень дорого. Поэтому и возникла идея применить традиционные для Руси изразцы – то есть плитки из обожженной глины. У нас тоже Воскресенский храм – и мы решили благоукрасить его в духе церкви Ново-Иерусалимского монастыря. Конечно, у нас другие объемы, мы применили другой цвет, да и иконостас сделали трехъярусным, в русской традиции. Верхний ряд у нас деисусный, средний – двунадесятые праздники, а в нижнем – местном – ряду всего две иконы: Спаситель и образ Божией Матери «Владимирская». Иконы у нас пока литографические – это связано с финансами, но мы надеемся заменить их на писаные. Хотелось бы, чтобы они были выполнены в стиле Оружейной палаты XVII века – в соответствии с духом убранства храма.

    – Планируете ли вы использовать керамику в дальнейшем благоукрашении?

    – Да, для храмовой иконы Воскресения Христова, которая у нас находится в притворе, мы хотим сделать керамический киот. Также надеемся выполнить из керамики фрагменты внешнего и внутреннего декора церковного здания.

    – Сложен ли процесс создания изразцового иконостаса?

    – Когда шел монтаж иконостаса, мы вынесли престол в трапезную часть храма и совершали службы там, а основную часть церкви, где шли работы, закрыли целлофановым занавесом. Процесс создания иконостаса был достаточно длительным. Работа с керамикой требует большой точности: ее нельзя «подогнать» на месте.

    Технология создания керамического иконостаса очень сложна. Каждая деталь изготавливается из специальной глины, просушивается, обжигается, затем на нее наносят рисунок, после чего следует второй обжиг. Затем деталь золотят - и снова отправляют в печь. В результате изделие получается очень прочным: оно не выцветает, не лопается, не гниет.

    – Ваши впечатления от работы с мастерской «Клинская Керамика»?

    – Впечатления самые теплые: художники - люди творческие, приятные в общении: они нам и уступили в цене, и предоставили рассрочку. Конфликтов у нас не было. Посудите сами: мы изменили проект иконостаса в процессе работы, решили добавить третий ярус - и они пошли нам навстречу. И без всякого ропота они пересмотрели договор и сделали этот ярус. Эскизы мы разрабатывали вместе - они предлагали и цветовое решение, и архитектурную композицию, мы утверждали.

    – Прихожанам нравится новый иконостас?

    – Очень!


    Беседовала Алина Сергейчук

    Источник материала: журнал «Благоукраситель» № 43 (лето 2014 г.) издательства «Русиздат».

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос