История праздника Пасхи
Наверное, многим известно, что праздник Пасхи существовал у иудеев задолго до пришествия в мир Иисуса Христа.
Почему же главный праздник христианства – Воскресение Христово – имеет то же название, что и еврейский праздник?
Значение слова «пасха»
Пасха – слово еврейское (phesach), изменённое греками и в этом виде перешедшее в наш язык. В переводе с еврейского буквально означает «переход, перемена места». Так назывался праздник, учреждённый евреями в воспоминание их перехода из египетского плена в обещанную Богом землю Ханаанскую (в 1270 1230 гг. до н.э.).
Словом Пасха именовался и сам агнец (ягнёнок), съедаемый на праздник с пресным хлебом и горькими травами.
Иначе праздник назывался праздником опресноков. В течение семи дней, которые он продолжался, евреи ели лишь пресный хлеб, а не кислый.
Важное значение этого праздника заключалось ещё в следующем: пасха была воспоминанием избрания Израиля как народа Божия. А хлебцы опресночные считались символом нравственной чистоты.
Как евреи праздновали пасху?
При захождении солнца заколали агнца, священники проливали его кровь у подножия алтаря (жертвенника). Потом, не сокрушая ни одной кости агнца, прикрепляли его к двум поперечным шестам в форме креста и жарили на огне. Эту жертву было положено есть «законно чистым» евреям.
Тот, кто отказывался её вкушать, исключался из народа Божия.
Какое значение вкладывалось в праздник?
Каждый атрибут праздника имел своё значение. Так, хлебы без закваски напоминали скорость, с которой Израиль покидал Египет. Горькие травы – жестокие страдания во время рабства. Агнец был жертвою, очистительною и мирною.
Тайная вечеря
Господь Иисус Христос праздновал пасху, как и было положено, в воспоминание священного события истории. Накануне Своей Крестной смерти Он прибыл в Иерусалим на этот праздник.
«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нас есть пасху» (Лк. 22: 7-8).
Они приготовили. Когда настал вечер, Иисус Христос и Его двенадцать учеников ели на праздничной трапезе пасхального агнца.
Это событие сейчас называется Тайной вечерей и воспоминается Православной Церковью в Великий Четверток.
«И сказал им: очень желал Я есть с вами пасху прежде моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк. 22: 15-16).
Агнец пасхальный стал прообразом Иисуса Христа, Его Крестной жертвы.
Апостол Павел пишет: «Пасха наша Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7). Как агнец пасхальный был непорочен, так и безгрешный Спаситель приносит Себя на Кресте в жертву за наши грехи.
Накануне Своей смерти Он учредил истинную жертву мира и благодарения – Таинство Святой Евхаристии (евхаристия – греч. благодарение).
«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 20).
Воскресение Христово – Пасха Нового Завета
За Крестными страданиями и смертью Иисуса Христа следует Воскресение – великое событие, стирающее границы жизни и смерти. В нём и заключается Новый Завет, дарованный Господом.
Он говорит: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22: 20). Воскресение Господа Иисуса Христа даровало всем людям воскресение.
Поэтому Пасха Новозаветная – переход от смерти к жизни, от земли к Небесам.
Церковь христианская, видя в пасхе еврейской прообраз своей, христианской Пасхи, приняла от евреев и само название праздника.
При этом греки изменили первую букву слова: вместо «фасха» они назвали праздник Воскресения Христова Пасхою. Это было очень близко по звучанию и имело сродство с глаголом «страдаю».
Нужно заметить, что, как евреи понимали под пасхою не только праздник, но и самого агнца, так и наша Церковь Пасхою называет пострадавшего за нас и Воскресшего Иисуса Христа. И мы слышим в одной из пасхальных песен: «О, Пасха велия и священнейшая – Христе!»
Подготовлено по Святому Евангелию и книге «Полный церковно-славянский словарь» протоиерея Григория Дьяченко
По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 4 (131) апрель 2010 г.