Исправленному – верить

Дата публикации или обновления 12.09.2021
  • К оглавлению: Газета «Добрый Пастырь»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Признание ошибок есть покаяние, а покаяние - путь к спасению

    Одна из основных обязанностей священника наряду со священнодействием и пастырским руководством — это учительство. Как любой учитель, священник сталкивается в своей деятельности с ошибками своих подопечных. только на её частности.

    О связи человека с Богом

    Среди этих ошибок есть те, которые носят системный характер, то есть это те ошибки, которые в силу своей важности, фундаментальности и связанности со всеми остальными частями цельной концепции спасения приводят к ошибкам и сбоям и во всех этих элементах. Очевидно, что такие ошибки человеку нужно ликвидировать в первую очередь, так как они влияют на весь ход духовной жизни, а не только на её частности.

    Во-первых, самое важное в религии — это выстраивание человеком определенных отношений с Богом. Само слово религия происходит от латинского religare (связывать, привязывать), то есть говорит о некой связи человека и Бога. С какой ошибкой чаще всего сталкивается священник, когда пытается увидеть то, каким образом устанавливается эта связь в человеке?

    К сожалению, значительная часть людей пытается выстроить свои отношения с Богом по дискретному принципу (дискретность — свойство, противопоставляемое непрерывности). То есть предполагается, что можно достичь успеха, вспоминая о Боге по мере необходимости, от случая к случаю. Но вряд ли кто будет спорить, что отношения между кем бы то ни было (между друзьями, родителями и детьми, между мужем и женой и прочие) имеют смысл и приносят радость только в том случае, если они выстраиваются непрерывно, ежемоментно, а не раз в несколько лет, как это иногда происходит в человеческих отношениях с Богом.

    Труд всей жизни — любовь

    Кроме того, мотив этих отношений опять же заключён в радости общения, а не в получении определенной выгоды от них. Вряд ли кому-то понравится, если его дети будут обращаться к нему с одной просьбой: «Папа (мама), дай сто рублей!» И тем не менее, именно такова наиболее распространенная форма обращения человека к Богу — прибегать к Нему только из сугубо меркантильных соображений, тогда и только тогда, когда требуется какая-либо помощь.

    Конечно, сама возможность обращения к Богу за помощью не подвергается сомнению. Сам Господь в Нагорной проповеди говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7, 7-8). Но очевидно и другое — сами отношения обедняются, когда состоят только из желания что-либо получить.

    Правда, именно с навыком любить связана ещё одна системная ошибка. Дело всё в том, что это тот навык, который приобретается очень непросто. Собственно, это именно тот навык, для приобретения которого человеку дана жизнь и которому человек учится во всех обстоятельствах своей жизни.

    Недаром Господь к двум заповедям любви сводит всё Священное Писание, да и Крест, символ христианства, — это на все времена символ Жертвенной Любви Бога к нам. Мы, надевая крест после Таинства Крещения, берём на себя обязательства учиться любить, отказываясь от того принципа, который мы, к сожалению, наследуем в результате первородного греха наших прародителей и который лежит в основе каждого греховного действия. Этот принцип противоположен принципу любви и называется по-церковному — гордыня.

    Поэтому смысл церковных действий и, прежде всего, церковных Таинств преимущественно заключён в том, чтобы изменить самого человека при его обязательном в них участии. Изменение человека, освобождение его от греха происходит, как уже говорилось, очень непросто. По словам Спасителя: «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11,12).

    И никакого волшебства!

    Чаще же всего человек прибегает к услугам Церкви, пытаясь изменить не себя, а какие-то обстоятельства своей жизни, надеясь «вернуть расположение Бога к себе». При этом человек по возможности пытается сделать это с минимальной затратой сил. Соответственно, и церковные Таинства рассматриваются как что-то магическое, волшебное. Ведь в этом и отличие магии и волшебства от церковного Таинства, что в первом случае не требуется никакого усилия от человека, а во втором это усилие для реальной действенности Таинства совершенно необходимо.

    Конечно, можно признать, что, с одной стороны, по-человечески естественно искать лёгких путей к достижению цели, но с другой стороны, во-первых, этих лёгких путей к Богу нет, а, во-вторых, это очень напоминает то искушение, на которое соблазнились наши прародители в Эдемском саду, когда вместо того, чтобы, постепенно совершенствуясь и пребывая в послушании и доверии Богу, учиться любить и достигать богоподобия, выбрали лёгкий, магический путь стать «как боги», не делая ничего, всего лишь вкусив волшебного плода дерева познания добра и зла. По мысли же апостола Павла, мы должны уподобиться не Адаму Ветхому, а Адаму Новому — Христу: «Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15,47-49).

    Таким образом, смысл человеческого существования определим как изменение себя из состояния ветхости, перстности и приземлённое в состояние преображённости, небесности и одухотворённости, из состояния косности и нежелания изменить себя — в состояние, которое называется в христианской терминологии покаянием, что в переводе с древнегреческого обозначает буквально «перемена ума».


    Протоиерей Александр Смолиевский

    Газета «Добрый Пастырь», № 4 (40), август 2014 года.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос