Духовные уроки поста
Боже, милостив буди мне, грешному!
Будем чаще от всего сердца повторять эти слова, но, чтобы это делалось от сердца, нужно увидеть свою испорченность и своё бессилие исправить её! Человек, осознавший собственную греховность, перестаёт осуждать других людей. Он начинает жалеть их, терпеть их недостатки, понимая, что и сам грешен тем же.
Важно и то, что приобретённые в посту качества человек может использовать во время борения со страстями. Ведь современный человек находится среди многих искушений. И выработанная во время поста стойкость помогает ему побороть любое из них.
И, если это подлинный, духовный пост, он становится лекарством для души и тела. Утесняя своё чрево, мы оставляем место для благодати Божией. Смысл поста не в воздержании, а во вкушении Слова Божия и соединении с Богом посредством молитвы, ибо «не хлебом единым жив человек».
Дни Страстной недели, последней в жизни Христа Спасителя, дают нам особые духовные уроки.
Каждый из этих дней связан с каким-нибудь особенным, важным событием. Вспомним некоторые из них.
Великая среда
В этот день первосвященники, книжники и старейшины иудейского народа собрались, чтобы решить судьбу Христа. И, как повествует евангелист Матфей, «поло жили... взять Иисуса хитростью и убить...» (Мф. 26: 4)
Но, чтобы схватить Спасителя скрытно, вдали от людских глаз, нужен был соучастник, который помог бы выбрать удачный момент для ареста. Такой человек нашёлся среди 12-ти учеников Христа, и был это Иуда Искариот.
Все свои помыслы и желания Иуда сосредоточил на доверенном ему денежном ящике, потому что был вор. Однако пришло время, когда он оказался не в силах более скрывать свою внутреннюю сущность, столь отличную от духовного облика Спасителя и Его последователей. Это случилось в тот момент, когда мироносица Мария помазала драгоценным миром ноги Учителя.
Увидев происходящее, Иуда возмутился: к чему такая трата! Возможно, это стало последней каплей, исполнившей меру терпения двуличного Иуды. Он порывает с миром чуждых ему людей, отправляется к врагам Спасителя и вызывается предать Его им за тридцать сребреников.
Вот почему в среду Страстной седмицы в богослужении Православной Церкви вспоминаются верная последовательница Христа Мария и христопродавец Иуда.
Эти два типа личности, два поступка – жертвенная любовь и предательство – образно противопоставляются друг другу.
Великий четверг
Это время пасхальной трапезы Спасителя и Его учеников. Благословив на этой трапезе хлеб и вино, Христос провозглашает, что этот Хлеб и Вино – Его Тело и Его Кровь. Тем самым вкусивший их соединяется с Богом!
Так Господь совершил не единичный акт освящения хлеба и вина, а установил Таинство – Таинство Святого Причащения. И как это важно для нас! Наша душа так нуждается в укреплении, что и происходит, когда мы соединяемся с Богом.
Великая пятница
День крестных страданий и крестной смерти Спасителя. Вместе с Ним, мы знаем, были распяты два разбойника. И вот один из них вдруг, обращаясь к Спасителю, произносит удивительные слова: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое».
Воистину поразительно! Приговорённый к смерти разбойник видит рядом с собой такого же обречённого, страждущего, без защитного, побеждённого обстоятельствами, слабого человека из плоти и крови. И вдруг какой то неведомой внутренней силой прозревает в Нём Бога, внешне не отличимого от обычного человека.
Когда следовавшие за Спасителем люди исповедовали Его Сыном Божиим, видя многие чудеса и слыша Его учение, то это представляется объяснимым. Исповедание разбойника лежит вне логического обоснования. Это проявление абсолютной веры! С верой умирающего разбойника не может сравниться ни вера апостолов, ни вера других последователей Христа. Ибо разбойник исповедает Сына Божия в поверженном человеке, всецело находящемся во власти своих мучителей и палачей.
Теперь задумаемся: какова наша вера? А она зачастую такова: если нет чуда, то и Бога нет. Мы нередко ждём от Бога могущества, чуда, знамений: «Сделай то, о чём я прошу здесь и теперь!»
Как это отличается от той великой и спасительной веры, с которой покидал этот мир благоразумный разбойник!
На кресте Спаситель испытывает двойное мучение: моральное, так как люди, за которых Он принимает страдания, хулят и поносят Его, и физическое, потому что боль нестерпима. Из любви к человеку Он до дна испивает чашу людской несправедливости, физической боли и нравственного страдания, чтобы снять с человека вину за первородный грех и открыть возможность каждому освободиться от груза личных грехов.
Зачастую среди неизбывного горя, боли, несправедливости и страданий мы в отчаянии говорим «Господи, где же Ты?!» Нередко поднимается в душе нашей и ропот. Для некоторых же само присутствие страдания и несправедливости в мире становится достаточной причиной для неверия: «Был бы Бог – Он не допустил бы такого!»
Но Бог не просто попускает совершаться страданиям по грехам нашим или посещает нас скорбями для нашего вразумления и исправления. Господь Сам добровольно сошёл в бездну человеческой боли и искушений, став через это сопричастным людскому горю.
А потому ни один человек, как бы ни был он несчастен, не может сказать, что покинут Богом. Бог всегда пребывает с человеком! И чтобы страдания не раздавили человека, Христос всегда разделяет их с ним! Только ограниченный человеческий разум никогда, наверное, не сможет постигнуть этой тайны.
Дай Бог, чтобы в жизни нашей по примеру мироносицы Марии было больше жертвенной любви, чтобы наша вера в Господа была искренней и преданной и чтобы ни при каких обстоятельствах нас не покидала надежда на помощь Божию.
Протоиерей Николай Струков
Газета «Пантелеимоновский Благовест», приходской вестник храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 4 (105) апрель 2008 г.