Что значит воспитать

Дата публикации или обновления 27.04.2021
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Говоря об образовании и пытаясь решить конкретные проблемы, важно посмотреть в корень, понять суть. Какова главная, окончательная цель образования? Что мы хотим вообще дать человеку?

    Примерно до 17 века целью образования было сделать человека лучше (святее), т.е. воспитать человека.

    А сейчас стали воспитывать специалиста.

    В настоящее время мы знаем, какова ситуация в мире и у нас.

    Утрачивается человечность в человеке, притупляются естественные чувства любви к семье... И часто из-за карьеры... Человек стал оцениваться по утилитарным принципам: не человек как личность, а человек как инструмент. А инструмент, мы знаем, пока хорош, мы довольны, сломался – выбрасываем.

    Так произошла и переориентация образования. Более интересуют данные человека, чем сам человек.

    Что за гений, что за талант какая-нибудь старушка восьмидесяти лет, никому не нужная, ничего не знающая, не получившая образования – никто?! «Бремя!» – ещё скажут. А она, оказывается, драгоценнейший человек, она – мать, которая наполняет радостью, атмосферой жизни всю семью. Её важность трудно даже оценить, хотя она никакой не специалист, от неё общество ничего не получает, более того, теряет (ей ещё и пенсию надо платить).

    Недаром Ницше, который великолепно выразил эту западную модель понимания образования, говорил: «Больной – это паразит общества». Вот она, негодяйская психология, вот оно, образование, которое воспитывает не человека, а специалиста.

    Что же произошло? Почему другой тип образования стали предлагать? Постепенно изменялся смысл жизни, постепенно терялась идея того, что человек – вечное существо. В этом и кроется главная причина.

    В чём же первичный смысл получения знаний?

    Сами по себе знания – это набор информации. Но, исходя из того, что человек – вечное существо, что его душа не гибнет, становится ясен ответ на этот вопрос. Ведь от того, насколько достойно человек проживёт жизнь здесь, на земле, будет зависеть и его жизнь после смерти.

    Поэтому знания нужны как средство к созиданию личности. Раньше так и было, и всё внимание было обращено именно на личность.

    Что способствует правильному воспитательному процессу?

    Всегда важно исходить из главного – из смысла жизни. Все свои поступки, методики, объяснения и наказания строить на этом.

    Также имеет большое значение разговор с детьми о смысле жизни.

    Мы зачастую думаем, что это предмет обсуждения каких то там умудрённых философов. Ничего подобного. Сейчас растёт процент детских самоубийств, причём этот процент неизмеримо выше в высокоразвитых странах, нежели в так называемых развивающихся или отстающих.

    Утрата смысла жизни – страшная вещь. Поэтому главной идеей образовательного процесса должно быть приобретение человеком объективного, осознанного, аргументированного мировоззрения. И что ещё важно: надо давать не мировоззрение, а возможность человеку самому приобрести его.

    Важно не навязывать одно (своё) мировоззрение, при этом, возможно, искажая остальные. Важно ребёнку самому сделать свой выбор, самостоятельно, по тем основаниям, которые стоят за определённым мировоззрением.

    Что подразумевается под нравственным и духовным воспитанием детей?

    Прежде всего мы должны дать знания о моральных нормах, законах человеческой жизни, отступление от которых влечёт за собою по следствия самого отрицательного характера. И в нравственном воспитании очень важно объяснить весь этот механизм. Нужно дать понять, что нравственные и духовные законы столь же объективны и столь же безусловно действуют, как и законы физические.

    Что значит воспитать? Воспитать – значит научить бороться с собой. С тем худым, что возникает в каждом из нас. Воспитанный только тот человек, кто может бороться с собой. Тот, который живёт исключительно исполнением своих желаний и своих влечений – это бедный человек, ему всё будет не так, ему будут мешать все люди, он сам себе первый враг.

    Поэтому одна из главнейших задач педагогов и родителей – помочь маленькому человеку научиться бороться с собой. Показать своим поведением пример этой борьбы, показать красоту человека, который может побеждать свои страсти. Если этого примера не будет – все наши старания рубятся под корень!..

    Поэтому не стоит забывать, что проблема молодёжи – это проблема воспитателей.

    И надо помнить: обвиняя молодёжь, мы обвиняем себя.

    По лекциям профессора МДАиС А.И. Осипова


    Газета «Пантелеимоновский Благовест», приходской вестник храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 10/111, октябрь 2008 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос