Что такое покаяние?
Издревле Великий пост – время сугубого покаяния. Очищение от грехов дарует христианину радость на Пасху, когда он встречает Воскресшего Спасителя.
Давайте вспомним, что такое покаяние.
В переводе с греческого «покаяться» означает «передумать». Но покаяние – это не только умственная деятельность.
Покаяние – это изменение образа мыслей, приводящее к изменению поведения.
Первое, к чему призывает Господь, выйдя на проповедь, – именно покаяться: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15).
Как же нам покаяться? Для того, чтобы лучше понять суть Таинства Покаяния, вспомним как оно складывалось исторически, когда и каким образом совершалось.
В Древнехристианской Церкви была публичная исповедь. Кто совершал смертный грех (т.е. грех, вызывающий духовную смерть): убийство, прелюбодеяние, отступление от веры, – каялись в этом перед лицом всей общины и получали наказание – епитимью. Такое покаяние было способом возвращения в Церковь тех, кто от неё отпал, кто отступил от Бога и лишился Его благодати.
Если грех был не к смерти, совершения публичного покаяния не требовалось, грехи омывались молитвой и причащением Святых Христовых Таин.
Для человека, привыкшего к современной традиции обязательности исповеди перед причастием, это может показаться странным. Но в то время Таинство Причащении не предварялось исповедью, так как верующие своей жизнью сохраняли благодать Божию.
Когда в IV веке гонения на христиан закончились и вера во Христа стала официальной, казалось бы, складывалась ситуация, благоприятная для Церкви. Однако в неё хлынуло много вчерашних язычников, и благоговейная обстановка в среде общины была утеряна.
Поэтому ревностные христиане стали уходить в пустыню. В отличие от древнехристианских агап, на которых причащались очень часто, монахи порой не причащались десятилетиями. И Таинства Покаяния в том виде, в котором совершалось раньше, у них не было. Однако значит ли это, что монахи не каялись? Напротив, монашеский путь – сугубый подвиг покаяния. Они ежедневно каялись, но их покаяние было иным. Они каждый день каялись Богу в молитвах. Монашеская жизнь – школа духовного возрастания. А в школе нужны учителя.
И опытные в духовном делании старцы становились руководителями духовной жизни монахов.
Сформировалась покаянная дисциплина – откровение помыслов и послушание наставникам. Монахи рассказывали руководителям обо всех движениях души, а в жизни поступали строго так, как им было сказано.
Скоро и жившим в миру стало понятно, что духовное руководство помогает очиститься от грехов – душевных язв, – а через это приблизиться к Богу. Верующие стали искать духовников в монастырях. У них они исповедовались, получали наставления.
Но само Таинство Покаяния как таковое совершалось епископом раз в год во время Великого поста. К нему допускались те, кто уже прошёл предварительную исповедь у духовника. В Страстную Пятницу или Субботу епископ читал разрешительную молитву, и верующие получали отпущение грехов, в которых они уже покаялись.
Люди тянулись к монастырям, и монастыри приближались к городам. Когда христианство пришло на Русь, наши предки стремились перенять всё лучшее из Византии и учредить такой же порядок. Но в Византии было много монастырей. На огромной же территории Руси плотность монастырей всегда была недостаточна. Поэтому роль духовного наставника и руководителя стали выполнять и приходские священники.
Тот чин исповеди, который мы имеем теперь, утвердился в конце VII века. Но и в то время на Руси ещё не было такой тесной связи Таинств Покаяния и Причащения, которая существует теперь. Это произошло позже, как очень важная необходимость, потому что в суетной жизни люди потеряли ту благодать, то ощущение присутствия Божия, которое было у первых христиан.
Частая исповедь, если её правильно понимать и относиться к ней серьёзно и благоговейно, помогает научиться следить за собой и своим поведением ежедневно, ежечасно, искать в себе изъяны и их исправлять. Таким образом, покаяние постепенно (!) способствует нашему духовному росту и действительно нас изменяет!
Ещё необходимо помнить, что покаяние, как и любое Таинство, нельзя воспринимать магически.
Покаяние начинается с того, что человек видит свой грех, сознаёт свою греховность. Если человек говорит: «Я грешен во всём», – но не в чём то конкретном, значит, он не кается ни в чём, нет той язвы душевной, которую бы он просил Господа исцелить!
Название греха – только первый шаг. Необходимо сокрушение сердечное. Когда человек не может почувствовать боль сердечную за свой грех, это уже признак духовной смерти.
Однако можно сознать свой грех и плакать о нём, но и это ещё не будет покаянием. Для покаяния необходима твёрдая решимость измениться и больше так не грешить.
Покаяние – особый дар Божий, о нём нужно всегда просить Бога: «Даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».
Подготовила Таисия Сакович
По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 3 (142) март 2011 г.