«Церковный благоукраситель»

Дата публикации или обновления 15.03.2021
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Журнал «Церковный благоукраситель»

    Журнал «Церковный благоукраситель».

  • Храмы Святой земли
  • Пожалуй, наибольшее разнообразие православной церковной архитектуры, принадлежащей разным национальным традициям, можно увидеть на Святой земле - там, куда съезжаются верующие со всего мира и где стремятся возвести свои храмы представители разных народов.

  • Деревянная утварь храма
  • Деревянная церковная утварь - неотъемлемая часть убранства православного храма. Поговорим вкратце о составляющих ее предметах и приведем их полный список, который поможет при обустройстве церковного интерьера. Мы не будем останавливаться на главных, канонических частях церковного убранства - иконостасе, престоле, жертвеннике, которым в каждом выпуске наших изданий посвящается немало публикаций: уделим внимание менее значимым, но необходимым предметам.

  • Солнечная радость керамики
  • Керамика издревле применялась в украшении православных храмов. Известно, что уже в катакомбных церквах первых христиан использовались керамические лампады, причем нередко им придавали сложную, художественную форму. Это неудивительно: в античном мире керамическое искусство достигло немалых высот, а изделия из глины широко употреблялись в быту.

  • Поклонный крест
  • Как невозможно представить себе русский пейзаж без храма, так не может быть русского города или села без поклонного креста. Кресты ставили на перекрестках дорог при въезде и выезде из города, на местах, событиями. Так был любим на Руси животворящий Крест Господень, образ искупительной жертвы Христа Спасителя, хранящего всех верных Православию.

  • Как обращаться с писаной иконой
  • Сохранность икон в значительной мере зависит от условий, в которых они находятся. Икона - это своего рода живой организм, состоящий из нескольких частей, которые взаимодействуют между собой и изменяются со временем.

  • Сияние храма – образ Царствия Небесного
  • Каким должен быть церковный интерьер? Роскошным, сияющим золотом или более сдержанным и аскетичным? Думается, здесь не может быть категоричного ответа. Православный храм говорит верующему сердцу о Царствии Небесном и пути к нему, о подвиге святых и судьбах Отечества... Каждый храм неповторим; при единстве языка православной символики и канонов у каждого собора, церкви, часовни - свой голос.

  • Живописное убранство православного храма
  • Традиция благолепного убранства храма идёт ещё от ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма Соломона, которые по указанию Самого Бога были богато украшены, в том числе изображениями херувимов, пальм, плодов и цветов. Первые христианские изображения появляются около 200 года. Так, например, в доме в Дура-Европос (Месопотамия), реконструированном христианской общиной для своих целей, крещальню украшали фрески. В катакомбы верующие принесли символы и знаки: виноградную лозу — символ жертвенной крови Христа и причащения, крест, якорь — символ надежды и др. Изображение является уже не украшением помещения, а прежде всего носителем смысла.

  • Иконы истесанные, издолбленные, изваянные
  • Запрещается «...иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные, ...от неискусных или злокозненных иконников выдуманные, понеже не имеем, богоизбранных художников, а дерзают истесовати их сами неотесанные невежды» - гласило постановление Святейшего Синода от 21 мая 1722 г. Этот документ послужил поводом для почти полного исчезновения объемных изображений из православных храмов. Между тем, речь шла лишь об образцах, не соответствующих требованиям красоты.

  • Благолепие Дома Божия
  • Как рождается внутреннее убранство храма? Подобно распускающимся на дереве цветам, на иконостасе появляются иконы. В отверстые Царские врата видно убранство алтаря: жертвенник, облаченный престол. Храм готов к освящению и службе. Но сколько еще предстоит, чтобы картина церковного благолепия обрела полноту и завершенность...

  • Народная любовь выражается и во внешнем благоукрашении
  • Строительство и благоукрашение храмов, открытие монастырей, потоки паломников, направляющихся на богомолье... В чем причина этих явлений? В государственной воле? Работе печатных изданий? Пожертвованиях богатых людей? Первая причина - благодать Божия, привлекаемая стремлением к Богу и подвигом хотя бы одного человека. Она вдохновляет к благочестию окружающих, выводит из безвестности обители, становится причиной возведения новых храмов и монастырей. И столетия спустя, воздавая почитание угодникам Божиим, украшая связанные с ними святыни, мы приобщаемся этой благодати.

  • Резьба по дереву в благоукрашении храмов
  • Деревянная резьба издревле украшала православные храмы Руси. Каждый завиток замысловатых узоров нес в себе глубокую символику. Резные композиции, созданные мастерами XVI - XVII столетий, весьма причудливы, включают фигуры мифологических животных и птиц. При этом в них нет ничего случайного или противоречащего стройной духовно-символической системе взглядов жителя православной средневековой Руси. Сегодня искусство церковного благоукрашения возрождается. По всей России и за рубежом храмы украшают иконостасы и утварь, созданные мастерами Свято-Троицкого братства г. Щигры.

  • Путь к совершенству бесконечен
  • Двери собора открылись, и мы застыли на пороге, увидев сияющее чудо. Перед нами - остов иконостаса. В просветы, где затем установят иконы, льется солнечный свет. Когда подошли ближе, стали видны изящные, сложные переплетения узоров. Удивительно, как способны человеческие руки на такое филигранное мастерство. В душе зазвучали песнопения, славящие Бога. Не зря искусство церковной резьбы называют молитвой в дереве.

  • Сотворение красоты
  • Свято-Троицкое братство, известное православным людям во многих уголках России и далеко за ее пределами, расположено в маленьком провинциальном городке Щигры Курской области. За стремительно короткое время, чуть больше 15 лет, Братство достигло значительных творческих успехов в своей деятельности. Мастера изготавливают иконостасы, напольные и настенные киоты, троны на Горнее место, литийные и панихидные столы, престолы, жертвенники, аналои, стасидии, сени, гробницы, мощевики, иконы, полки для святых уголков и т.д.

  • Тайны церковной красоты
  • Собор, вновь отстроенный на территории Зачатьевского монастыря г. Москвы - событие в культурной и духовной жизни современной России. Вознесший свои нежно-золотые купола в самом центре столицы, он неожиданно вырастает перед прохожим в одном из переулков, поражая величием и какой-то светоносностью. Проект храма, выбранный комиссией из множества вариантов, был разработан сестрами обители. Зайдем же внутрь этого рукотворного чуда и полюбуемся его красотой, а также попробуем «прочесть» книгу, которой становится церковное убранство для внимательно вглядывающихся в него.

  • Дерево в церковном убранстве: от древности до наших дней
  • Резьба по дереву, пожалуй, один из самых русских видов церковного искусства. Деревянное церковное зодчество всегда являлось органичной частью культуры Руси, ее украшением и достопримечательностью. Часто деревянные церкви возводили сообща поселяне и горожане, срубали отшельники, уходившие в леса служить Единому Богу.

  • Иконостас – образ Райского дерева
  • Небогатый храм Вознесения Господня подмосковного села Раменье. Скромные побелённые стены, борющиеся с нападающей сыростью. Купола без позолоты. Видно, что приходу нелегко дается восстановление святыни. Но вот, подобно райскому древу, вырос перед алтарем резной деревянный иконостас - и внутреннее пространство сельской церкви преобразилось. Изящные прорезные узоры на царских вратах, двойные столбики-колонны, обрамляющие образа...

  • Искусные резчики г. Щигры
  • Почему храмы не украшают, например, в стиле хай-тек - стеклом и алюминием? «Дух творит себе формы» - известное выражение. И действительно, по тому, какими вещами окружает себя люди, можно судить о их мировосприятии. В бытии христианина нет ничего случайного и маловажного. Кажущаяся незначительной деталь может указывать на многое, оказывать влияние на значимые вещи.

  • Гармония красоты
  • Кафедральный собор... Здесь чаще всего совершает богослужение правящий архиерей с сонмом духовенства и мирян, являя этим полноту и единство Церкви; сюда непременно заходят паломники, посещающие город. Да и люди, впервые решившиеся переступить церковный порог, нередко идут в самый большой и известный храм города. Убранству кафедрального собора уделяют немалое внимание, на него собирают обильные пожертвования, от чего не остаются в стороне и сильные мира сего. Но всегда ли главный храм города бывает гармоничным, уютным, наполненным богословской символикой?

  • Село-академия. Краткий очерк истории Палеха
  • Есть ли где-нибудь в мире такое явление, как в России: села, едва ли не все жители которых испокон века занимались искусством, причем нередко на достаточно высоком художественном уровне? Палех, Мстера, Гжель - эти имена сразу вызывают яркие художественные образы...

  • Храм Новомучеников в Бутове - памятник стоянию за веру
  • Много ли в современной России возводится храмов-памятников? И как отразить в церковной архитектуре и убранстве память об историческом событии, которому посвящен храм? Церковь Новомучеников и Исповедников в Бутове - пожалуй, один из лучших примеров такого храма. Архитектура, убранство, росписи составляют гармоничное единство, вновь и вновь говоря о посвящении святыни традиционным для Православной Церкви языком. Наш корреспондент побеседовал с настоятелем храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиереем Кириллом Каледой.

  • Судьбы мира решаются не в кабинетах, а в монашеских кельях
  • Мы идем по Зачатьевскому женскому монастырю с его игуменией Иулианией, и я не устаю изумляться. Хотя удивить корреспондента журнала «Благоукраситель» не так-то просто. В монастыре, расположенном в самом центре Москвы, есть четыре храма со множеством приделов, среди которых - три подземных. Каждый из этих храмов уникален, каждый имеет собственное лицо.

  • Крест - мучеников похвала
  • 25 июля 2007 г. начался крестный ход с Поклонным крестом, изготовленным на Соловках. Крест после торжественного освящения у стен Соловецкого Сласо-Преображенского монастыря, где размещался лагерь СЛОН, был установлен на Бутовском полигоне возле церкви Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово. Крестный ход прошел через Беломорск, Медвежьегорск, Горицы, Череповец, Рыбинск, Углич, Дубну, Дмитров, а завершился на Бутовском полигоне в Москве.

  • Любовь к церковным ремеслам
  • Свято-Троицкое братство г. Щигры создавалось так, как возрождаются храмы: вокруг пастыря собрались чада, стали трудиться в Божьем деле, прилагая каждый свои силы и таланты... Начиналось все в последние годы советской власти. Сегодня Братство - одна из крупнейших организаций, специализирующихся на создании иконостасов и церковной утвари из дерева. В чем секрет успеха? Может быть, в умении вырастить из простого работника - мастера? Архиепископ Элистинский Зиновий ответил на вопросы нашего корреспондента.

  • Мебель из дерева для храма и дома
  • Дерево - уникальный, «живой» материал, использование которого имеет столь же давнюю историю, как само человечество. Настоящая древесина создает в помещении ни с чем не сравнимую атмосферу подлинности. Почему же в наши дни нередко используют синтетические заменители дерева и чем это чревато?

  • Металл в церковном убранстве: традиция, идущая из глубины веков
  • Согласно Библии, первым мастером по железу стал один из ближайших потомков праотца Адама - Тувалкаин, который был «ковачём всех орудий из меди и железа» (Быт. 4, 22). Пылающий огонь, раскаленный добела металл, становящийся мягким и податливым, мощные удары тяжелого молота - сама атмосфера кузницы способствовала тому, что с древнейших времен кузнечное ремесло окружено ореолом загадочности и пользуется особым уважением. Из-под кузнечного молота выходили самые необходимые человеку вещи: плуг пахаря, доспехи и оружие воина, предметы быта, подковы для лошадей... Нередко эти изделия искусно украшали - так зародилась художественная ковка.

  • Из сербского дневника русского художника
  • «В декабре 2013 года мы прибыли в Сербию, чтобы создать и установить Поклонный крест русским и сербским героям Первой мировой войны...» Так начинает свой рассказ художник Александр Есинский, приглашенный в братскую православную страну. Предлагаем вашему вниманию глубоко философское и символичное эссе современного русского мастера, посвященное храму Вмч. Георгия Победоносца на горе Опленац.

  • Благоукрашение олимпийского православного храма
  • Решение возвести у входа Олимпийского Сочи православный храм было принято летом 2012 года. Тогда же при строительстве новой дороги, ведущей в Олимпийский парк, были найдены остатки византийского храма IX века.

  • У фарфора в храме будущее блестящее
  • Керамика в храме - тема практически неисчерпаемая. У каждого мастера - свои секреты, опыт, наработки. Предлагаем вашему вниманию беседу с профессором Львом Солодковым. Разговор затронул, в частности, вопрос о том, чем отличаются фарфор и фаянс, одинаково ли применимы они в украшении внутреннего и внешнего убранства храма.

  • Древнерусский иконостас – в новом прочтении
  • В конце августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Тамбовскую митрополию и освятил главный собор женского Вознесенского монастыря. В своем слове Его Святейшество отметил красоту внутреннего убранства храма: «С большой радостью я увидел сегодня во всей красе вновь отстроенный Вознесенский храм этого святого монастыря и порадовался не только его благолепному внешнему виду, но и тому, как он прекрасно построен, как красив изнутри».

  • Мозаичную стенопись не придется поновлять
  • Мозаика намного долговечнее живописи: камни и смальта не выгорают, не боятся ни влаги, ни холода, ни всевластного на земле времени. Потому и дошли до нас работы древних мозаичистов. В наши дни мозаика в храме – чаще всего панно на фасадах или внутри здания. Встречаются и мозаичные иконы. Но так было не всегда. Мозаика может заполнять собой все пространство храма, заменяя живопись.

  • Достойно осуществлять представительство Церкви в Сети
  • В некоторых епархиях собственными страничками в интернете обзавелись уже все храмы, в других – большая их часть. Но что нужно, чтобы сайт достойно осуществлял представительство Церкви в Сети? Предлагаем вам подборку рекомендаций и примеров, которые помогут вашему интернет-ресурсу соответствовать запросам современности.

  • Многообразие церковного искусства
  • Может ли искусство не быть элитарным? Этим вопросом задаешься, размышляя о благоукрашении православных храмов. В самом деле: среди русских церквей есть подлинные жемчужины – и по архитектуре, и по внутреннему убранству. Дерзну сказать, появляются они и среди современных храмов. Белокаменная и деревянная резьба, тонко написанные иконы, неповторимая композиция росписи, созданной талантливым художником... Но может ли таких «жемчужин» быть много? И что остается на долю остальным?

  • На службе русской иконописи
  • Наши собеседники – руководитель иконописной мастерской «Иконис» иконописец Павел Никулин и художник Александра Никулина. Разговор зашел о том, в чем все же состоит секрет по-настоящему хорошей иконописи – то есть такой, которая и сто лет спустя будет радовать взор и восхищать душу христианина.

  • Роспись небольшого храма – умение особенное
  • Какой должна быть роспись небольшого по размерам храма? Стоит ли вообще расписывать маленькую церковь? Как организовать стенопись в малом пространстве? Об этом размышляет наш постоянный автор, руководитель стенописной артели «Радость» Борис Алексеевич Алексеев.

  • Традиция должна быть живой
  • Мы продолжаем рассказ о росписи Преображенского собора г. Сургута, выполненной художниками мастерской «Собор». На наши вопросы отвечают руководитель Валерий Александрович Кабыкин и главный художник Светлана Алексеевна Ржаницына.

  • Изразцовый иконостас простоит долго
  • Если алтарь – сердце храма, то иконостас – его лицо. Каким быть иконостасу? Чем руководствуются принимающие это решение? И как, при соработничестве художников, мастеров и настоятеля храма, рождается облик иконостаса? Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились к протоиерею Георгию, настоятелю храма Воскресения Христова г. Клина (Московская область), не так давно украсившегося красивым и необычным изразцовым иконостасом.

  • Красота спасет – Россию...
  • Кафедральный Казанский собор в г. Элисте возвели на месте его предшественника, разрушенного в годы гонений. Интерьер храма был самым скромным. Это отражало реалии жизни региона... Осенью 2013 года убранство собора полностью обновилось. Да так, что многие жители города, впервые увидев его, плакали, не веря, что в их городе может быть такая красота. А что такое красота церковного убранства? Проповедь людям? Дар Богу? Выражение нашей веры и любви?

  • Керамика в церковном зодчестве
  • Имя первого человека – Адам происходит от однокоренного «Адама», т.е. «земля, глина». От земли взят человек. Та же земля – глина – с древнейших времен была одним из главных строительных материалов. Многие краски, которыми работали древние художники, сделаны из той же земли: минералов, различных видов глины.

  • Правильно распорядиться средствами
  • Где взять средства на обустройство храма? Этот вопрос задают себе многие: настоятели, их помощники, сознательные прихожане. А найдя небольшую сумму – как правильно распорядиться ею?

  • Украшение храмов приближает к миру Горнему
  • Иконописцы странствуют по земле, создавая росписи и святые образа... Так повелось со времен древних, так бывает и сегодня. Предлагаем вашему вниманию беседу с руководителем иконописной мастерской «ТИП-Икон» Николаем Геннадьевичем Бердниковым.

  • Ошибки человеческие в ремесле Божием
  • В древние времена фреска писалась по сырому известковому левкасу. Краска проникала в слой штукатурки, которая, в свою очередь, закреплялась на стене глубокой корневой системой молекулярного кальция. Так получалось единое целое: стена – штукатурка – живопись. К подготовке стены под роспись подходили ответственно, даже трепетно – как к началу создания святых образов. Сегодня такой подход встретишь не часто. Размышлениями на эту тему, основанными на опыте, с нами поделился Борис Алексеевич Алексеев – руководитель стенописной артели «Радость».

  • На иконописце лежит огромная ответственность
  • Как рождается программа росписи храма? Можно ли назвать каноничным академический стиль живописи? Этот и многие другие вопросы мы затронули в беседе с художником Дмитрием Трофимовым – руководителем иконописной мастерской «Царьград». Предлагаем вашему вниманию вторую часть этой беседы.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос