Без выходных и перерывов на обед

Дата публикации или обновления 28.01.2021
  • К оглавлению: Газета «Образ и подобие»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Тяжелая ноша – забота об обездоленных, брошенных детях. Мой собеседник – хрупкая, красивая, улыбчивая женщина, директор коррекционного интерната Жабицкая Ирина Венедиктовна – взвалила на себя эту ношу добровольно и несет ее по жизни, умудряясь при этом слыть удачливой, молодой и здоровой.

    Почему она считает своим долгом восполнять детям то, что недодано им, и исправлять то, что было искорежено другими? Ирина Венедиктовна прямо не отвечает на этот вопрос, просто улыбается, глядя на меня. И в ее усталых глазах можно прочесть: виной всему – любовь.

    – Ирина Венедиктовна, с каких слов Вы бы сами начали рассказ о своих подопечных?

    – Я начала бы свой рассказ со слов: «Чужих детей не бывает».

    Каждое утро, вот уже почти восемь лет, переступая порог нашего «Солнечного дома» с молитвой: «Помоги нам,

    Господи, и спаси детей наших. Благодарю Тебя, Господи», – иду служить детям…

    «Прикасаться к внутреннему миру ребенка нужно с добротой, лаской, нежностью. Не спеши столкнуть дитя с жестокостью жизни. Дай окрепнуть Человеку в нем, душе его окрепнуть в добре. Люби дитя, так доверчиво оно и так нуждается в любви и помощи твоей» – таковы заповеди учителя и воспитателя нашего интерната.

    – Кто они для Вас? Сложные дети, брошенные родителями и никому ненужные, или все-таки самые родные, любимые и близкие?

    – В школе-интернате 81 ребенок. Это дети с трудной судьбой, так как с первого мгновения появления на свет было заранее предопределено судьбой, что никогда они не почувствуют теплых материнских рук, заботы и внимания, защиты и поддержки самого родного человека – своей мамы. Их бросили и предали, у них нет семьи – мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев, сестер, то есть семьи в обычном понимании смысла этого слова.

    Их семья – детский дом, школа-интернат, ПУ и так далее. Легко ли так жить? Кто-то умеет приспособиться и привыкнуть, кто-то бунтует всю жизнь, кто-то безропотно принимает данное судьбой. Все они разные – наши дети, как и в обычной семье: разные характеры, разный уровень развития, разные взгляды на жизнь.

    Полюбить, принять, понять, помочь, оградить, научить, поддержать – вот главные задачи, которые стоят перед педагогами школы-интерната. Воспитание гражданина, который будет полезен обществу, – основная цель работы учреждения. Но, пока ребенок находится в школе-интернате, мы стараемся дать детям детство!

    – Как Вы оказались среди детдомовских детей?

    – В 2005 году меня назначили директором школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наверное, так было угодно Богу.

    – Что самое сложное в работе с ними?

    – Наше учреждение – круглосуточное, самое трудное – высокая степень ответственности, которая лежит на моих плечах за жизнь, здоровье, судьбы детей.

    – Когда у Вас возникла тяга к воцерковлению детей?

    – Начало было очень трудным. Дети убегали, попрошайничали, воровали, не понимали норм поведения, все рушили, сквернословили, не хотели учиться. Авторитетами для них были люди из криминальной среды. В здании интерната тоже не было тепла и уюта, были окна, протекавшие во время дождей, проломившиеся полы, убогое оформление. Я, как человек верующий, понимала, что надо начинать с лечения и отогревания душ детей, и одной мне не справиться. Обратилась в нашу епархию, и в школу-интернат вскоре был назначен окормляющий священник отец Дорофей, затем – иеромонах Викентий (Романюк).

    Сейчас с нами отец Андрей Долгополов. Система воспитательной работы школы-интерната, построенная на традициях православной культуры (крещение детей, посещение храма, православные праздники, «воскресная школа» с привлечением право- славного молодежного движения, общение со священнослужителями, выезды по православным местам), дает положительные результаты.

    Сегодня у нас много друзей: это члены попечительского совета, прихожане церкви. Совместными усилиями нам удалось создать в учреждении домашнюю атмосферу. Дети очень любят свой «Солнечный дом», не хотят покидать его даже после выпуска из школы-интерната.

    – Как приходят к вере такие дети? Легче или труднее, чем обычные?

    – Это процесс индивидуальный. Наши дети в данном отношении ничем от «обычных» не отличаются.

    – Что самое главное Вы хотите в них заложить?

    – Лучшие человеческие качества, которые основаны на заповедях Божиих.

    – Зачем этим детям храм?

    – Как и всем людям – просить Господа о помощи, милости, молить о прощении за прегрешения, благодарить Господа, молиться за близких и родных. Мы понимаем роль исповеди.

    Посещение храма помогает жить, дает силы выстаивать перед трудностями. А главное – после посещения храма на душе становится спокойнее.

    – Многие из них остаются в храме?

    – Дети любят быть в храме, посещают с удовольствием Свято-Петропавловский монастырь, трудятся там вместе с сестрами на послушаниях, общаются со священнослужителями.

    – И все-таки забота о детях – это работа или призвание? Вы лично как считаете: у Вас работа или?..

    – Когда между работой и призванием можно поставить знак равенства – это высшее благо. Служить детям с любовью и пониманием – это мое профессиональное кредо.

    – Что Вы считаете самым главным в воспитании детей?

    – Главное – личный пример и атмосфера, в которой растет ребенок.

    За годы выработались определенные принципы. Увлеки ребенка своим примером – и возрастет в нем чувство долга и любовь. Люби ребенка, охраняй ребенка, трудись вместе с ребенком и для него. Не навязывай себя ребенку. Соблюдай принципы сотрудничества. Не фиксируй внимание на неудачах. Дай возможность приобрести ребенку собственный опыт, пусть не безболезненно, но самостоятельно. Дай ребенку такие переживания, которые будут иметь ценность и воспоминания.

    – Хочу Вас спросить о проблеме усыновления детей. Многие боятся решиться на усыновление, опасаясь плохой наследственности.

    – Это зависит от цели человека. Конечно, наши дети требуют большего внимания, терпения, заботы, но возможности любого ребенка неограниченны, надо только его полюбить и верить в него.

    – Живые родители и брошенные дети – это стало так совместимо…

    – В моем понимании это не совместимо вообще.

    – Вы знаете родителей своих воспитанников? Что это за люди? С ними ведется работа?

    – Да, знаю. В основном это люди из асоциальной среды, безработные, ведущие аморальный образ жизни.

    Мы проводим работу с родителями, которые хотят вернуть себе своих детей. Но это очень редко бывает. К сожалению, дети таким родителям не нужны. Наши повзрослевшие дети говорят «Не та мать, что родила, а та, что воспитала». В интернате их любят учителя, воспитатели, которые заменяют им матерей.

    – Как научить ребенка любить, понимать, молиться за родителей, которые его предали?

    – Уметь прощать – трудно. Думаю, что они вырастут и сами примут решение в отношении своих родителей.

    – Вы не в обиде на их родителей?

    – На людей вообще не стоит обижаться. А вот понять мне их очень и очень сложно.

    – А дети?

    – Они стараются не думать об этом.

    – Любовь творит с человеком чудеса?

    – Да: она помогает человеку быть лучше, чище, добрее.

    – Что ждет обыкновенного детдомовца в этом мире?

    – Трудности, сложности, как и у всех людей, не имеющих должной поддержки.

    – Среди выпускников есть дети, которыми Вы гордитесь?

    – Да, есть. Такие выпускники, как Сережа Глчян, Саша Соловьев, Максим Куцих, Виталий Недоля, Наташа Агафонова, хорошо учатся в профессиональных училищах, некоторые уже работают, и о них только положительные отзывы.

    Находят они время и для участия в мероприятиях интерната, участвуют в праздниках и концертах, помогают в трудовых делах.

    – Вы являетесь для них авторитетом?

    – Думаю, что да.

    – Вы живете, как одна большая семья. Какими должны быть, на Ваш взгляд, идеальные отношения?

    – Безо лжи и лести. Не выдавай за истину того, во что не веришь сам. Будь искренен, в этом и есть воспитание.

    – Трудных детей не бывает, но есть дети, которым трудно…

    – Нужно понять душу ребенка. И родится добро, справедливость и щедрость в тебе и твоих учениках.

    Когда Вам тяжело, приходят дети на помощь?

    – Непременно.

    – Что Вас заставляет радоваться?

    – Успехи взрослых и детей, покой и мир, движение вперед, в целом, когда все хорошо.

    – А грустить?

    – Недопонимание, конфликты между взрослыми и детьми, разочарование в поведении взрослых членов коллектива.

    – Ваши открытия…

    – Детство – это не подготовка к жизни, а лучшая его часть. И еще: не отказывай ребенку в доверии, а дай возможность любить себя!

    – О чем чаще всего просят дети Бога?

    – Они говорят Богу о своих переживаниях, детских проблемах. Конечно, о семье просят, в которой каждый хочет жить, о добре, любви, радости, о здоровье… Может быть, и о своих родителях…


    Беседовала Юлия Алексеева

    Газета о православной жизни «Образ и подобие», выпуск № 2 (23), апрель 2014 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос