Апостол русской земли

Дата публикации или обновления 12.08.2021
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • 28 июля 2015 года исполнилось 1000 лет со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира.

    Значение выбора православной веры святым князем Владимиром настолько велико для судеб отдельно взятых русских людей, страны и хода мировой истории в целом, что его трудно переоценить!

    С принятием Святого Крещения для русского народа началась совершенно новая эпоха его исторической жизни. Принятие христианства сделало варварский народ народом культурным - и этот факт неоспорим.

    Чрезвычайно ярким доказательством необыкновенной возрождающей силы христианства является та разительная перемена, которая произошла и в самом князе Владимире после Крещения, и во всём новокрещённом русском народе. Князь Владимир до крещения и после - это два как бы совершенно разных человека.

    В первые годы правления Владимир был не только занят кровавыми войнами, но и жил как самый нечистый язычник. Братоубийство, победы, купленные кровью, сластолюбие сопровождали его дни, но не могли не тяготить его совести. Владимир думал облегчить душу свою тем, что ставил новых кумиров на берегах Днепра, украшал их серебром и золотом, приносил перед ними тучные жертвы. Но всё это, как чувствовал он, не доставляло покоя - душа искала света и мира. А память говорила ещё о Великой Ольге, о её Боге, о Боге греческих христиан. Владимир чувствовал тревогу и томления совести.

    При дворе славного князя не было недостатка в людях, с готовностью предлагавших князю душевный покой. Болгарские мусульмане хвалили свою веру, но обрезание показалось князю ненавистным обрядом. Усердные слуги папы говорили о величии невидимого Бога, но славный князь, зная политику папы, отвечал: «Отцы наши не принимали веры от папы».

    Выслушав иудеев, он спросил: «Где ваше отечество?» - «В Иерусалиме, но Бог в гневе расточил нас по чужим землям». - «И вы, наказываемые Богом, смеете желать, чтобы и другие лишились своего отечества?» - отвечал мудрый князь.

    Наконец был выслушан греческий инок. Он представил содержание Библии, историю православия и в заключение показал картину Страшного суда Божия. «Добро сим одесную, и горе ошуюю грешным», - с глубоким вздохом сказал князь. «Крестись, и будешь в раю с первыми», - ответил смиренный инок.

    Последний проповедник поразил Владимира, оставил светлый след в душе. Отпустив его с богатыми дарами, великий князь в 987 г. собрал совет бояр, так как сознавал, что перемена религии должна повлечь за собою перемены в целом государстве. «Каждый хвалит свою веру, - говорили бояре. ~ Пошли испытать, чья вера лучше».

    Князь Владимир отправил «десять мужей добрых и смышлёных». Были они у болгар, были и в земле немецкой. Наконец, прибыли в Грецию. Императоры Василий и Константин, узнав причину прибытия их, объявили о том Патриарху, и Патриарх в присутствии послов совершил торжественную службу.

    Великолепие софийского храма, присутствие всего духовенства, стройное пение, величественность службы привели послов в восторг. Убеждённые в достоинстве, в превосходстве веры греческой, они возвратились в отечество уже христианами в душе и, не одобрив пред князем других исповеданий, сказали о греческом: «В храме греков мы не знали, стояли ли мы на земле или на небе: истинно там с человеками Бог! И как всякий человек, вкусив сладкого, не хочет горького, так и мы, узнав веру греков, не желаем более служить богам своим».

    Тогда и бояре со старцами заметили князю: «Если бы не хорош был закон греческий, не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая всех человек». «Так мы крестимся, - решительно сказал Владимир, - но где?»

    Воинственный князь, без особого воздействия благодати Божией, конечно, не мог ещё смириться настолько, чтобы обратиться к грекам с просьбой о крещении его и всего народа; кроме того, он боялся, как бы народ его не потерял свою государственную независимость, подпав под власть греков. Потому он решил завоевать новую веру силою оружия. Он пошёл войной и осадил греческий город Корсунь (Херсон, недалеко от нынешнего Севастополя). Томимые осадой, жители сдались; чтобы более смирить греков, князь потребовал руки царевны, грозя, в случае отказа, взять столицу.

    Императоры Василий и Константин отвечали: «Пусть примет веру, и рука царевны будет отдана ему». «Я давно испытал и полюбил закон греческий», - отвечал Владимир.

    Хотя греки никогда раньше не выдавали своих царевен за «варваров», тут им пришлось уступить, и царевна Анна поехала в Корсунь. Однако князь Владимир на деле не был готов ещё к той великой перемене, как казалось ему самому. Прежде нежели Анна прибыла в Херсон с духовенством и священными вещами, с князем-язычником случилось нечто подобное тому, что испытал на себе гонитель Христов Савл (будущий апостол Павел), - он поражён был глазной болезнью и ослеп.

    В этом состоянии он познал свою духовную немощь и с чувством уже глубокого смирения принял великое Таинство Святого Крещения. Когда епископ Корсунский возложил руку на выходившего из купели князя, Владимир, в крещении Василий, прозрел душевно и телесно и в восторге воскликнул: «Теперь я увидел Бога истинного». Некоторые из княжеской дружины, поражённые чудесным событием, крестились тогда же, вслед за князем. Владимир возвратился в Киев новым...

    Князь искал лучшей веры не для себя одного, он искал её, как отец, для своего народа. Первым делом его по возвращении в Киев было крещение своих 12 сыновей. Вслед за тем приступил он к истреблению идолов. Иные были сожжены, другие изрублены; Перуна, главного языческого бога, велел привязать Владимир к конскому хвосту, совлечь с горы и бросить в Днепр.

    Владимир объявил, чтобы на другой же день все жители, без различия возраста и состояния, собирались на берег Днепра для принятия Крещения под опасением немилости князя за ослушание. «Если бы новая вера не была лучшею, князь и бояре не приняли бы её», - так рассуждал народ и спешил исполнить волю любимого князя.

    Необозримые толпы людей явились на берег Днепра. Явился и Владимир с собором священников. Объятый восторгом, он молился Господу и поручил Ему себя и народ.

    В эти священные минуты крещения русского народа поистине радовались небо и земля столькому множеству спасаемых. Радовались крестившиеся, радовались крестившие, но более всех возрадовался духом главный виновник того торжества - святой князь Владимир. Возведши очи к небу, он с умилением воззвал к Богу: «Бооке, призри на новыя люди сия, и даждъ им, Господи, уведети Тебе, истинного Бога, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивного врага, да наделся на Тя и на Твою державу, побежю козни его!»

    В словах этой молитвы излилась вся душа князя-христианина, и в ней нетрудно усмотреть как бы всю программу истинно христианской жизни, а одновременно - заветы князя Владимира русскому народу: завет Боговедения, завет хранения православной веры и завет неустанной борьбы с врагом человеческого спасения - диаволом.

    Святой князь Владимир не ограничил Крещение народа Киевом. Он желал сообщить лучшую веру всем подданным, и «крест освятил города». По городам и весям князь распорядился строить храмы, поставлять священников, из Греции был вызван православный епископ.

    Равноапостольный князь Владимир принял ряд и других мудрых мер, укрепляющих силу православной веры и Церкви на Руси. Так, понимая, что христианская вера есть свет и развивает стремление души к истине, князь Владимир «приказал собрать детей людей знаменитых и учить их». Со времён Владимира духовенство на Руси пользовалось преимуществами: свободой от гражданского суда, военной службы и податей. Князь Владимир повелел обеспечить кафедры иерархов содержанием. Построенному им Богородичному храму он лично назначил десятину из своих доходов.

    Сластолюбивый язычник, Владимир в христианстве стал примером чистой супружеской жизни. Отпустив от себя всех жён и наложниц, он после свадьбы стал жить с одною благоверною Анною.

    Жестокий, мстительный и кровожадный убийца в язычестве, в христианстве он стал самым верным другом несчастных. Бедным всегда был отворён вход к нему, и он щедро раздавал им пищу и деньги. «Больные не в силах дойти до двора моего», - говорил он и велел развозить по улицам мясо, хлеб, квас и мёд. Он выкупал должников и пленных, принимал странников, утешал больных.

    До крещения Владимир огнём и мечом расширял свои пределы; став князем христианским, он более заботился о внутреннем благосостоянии народа.

    * * *

    Благочестие в народе поддерживается примером его правителей. Высокий пример христианского благочестия был подан России жизнью князя Владимира, крестившего русскую землю.

    «Владимир Красное Солнышко» - именно таким трогательным наименованием ласково и нежно почтил русский народ своего великого просветителя, из влекшего народ из мрачной тьмы язычества.

    Подготовила Юлия Крылова


    Газета «Пантелеимоновский Благовест», приходской вестник храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 8 (199), июль 2015 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос