Общение и изоляция
Глава 1. Поможет психолог
Мы с тобой одной крови
Общение и изоляция
Очень часто родители особого ребенка по тем или иным причинам не хотят (или не могут) разговаривать о его недуге со своими здоровыми детьми. Для некоторых родителей обсуждение со здоровым сыном или дочерью проблем их брата или сестры – такое же испытание на прочность, как откровенный разговор о сексе. Между тем, отсутствие диалога со здоровым ребенком о недуге только усиливает его чувство одиночества. Братья и сестры могут чувствовать, что некоторые темы в семье являются запретными, а «ужасные» чувства следует скрывать.
Кроме того, дети младшего возраста могут не понимать, что их больной брат или сестра меньше учится из-за ограниченных интеллектуальных возможностей.
Наконец, здоровые дети в силу незнания могут завидовать больному брату или сестре, который «играет», в то время как они вынуждены трудиться.
В этом случае необходимо объяснить ребенку, какие методы применяются для обучения его брата или сестры, какие полезные навыки стремятся дать ему родители и педагоги.
В свою очередь, недостаточная или неверная информация неизбежно породит возникновение у здоровых детей следующих вопросов:
– Кто виноват в том, что мой брат (сестра) нездоров?
– А вдруг его нарушения заразны, и из-за близкого общения я тоже смогу заболеть?
– Стоит ли рассказывать о болезни брата (сестры) своим друзьям?
– Если возможности моего брата (сестры) ограничены, значит ли это, что мое собственное будущее под угрозой?
– Как справляться с «плохими» эмоциями: гневом, болью, чувством вины или ненавистью?
– Как вести себя со своим больным братом (сестрой)?
Естественно, рассказывая своим здоровым детям об особенностях их братьев или сестер, следует, в первую очередь, учитывать их возраст. Так, дети от 6 до 9 лет обычно задают вопросы о моторном развитии, развитии речи, спрашивают о том, что могут, а чего не могут делать их братья и сестры.
Родителям стоит очень постараться, чтобы правильно донести до малыша информацию об особенностях его брата или сестры, однако, если взрослыми выбрана понятная и простая форма, те с интересом усваивают медицинскую и биологическую информацию.
Дети постарше – 10 -12 лет – больше беспокоятся не о состоянии здоровья своего брата или сестры, а об их будущем. В дальнейшем эта обеспокоенность может превратиться в тревогу за свое собственное будущее.
На этом этапе родителям очень важно соблюсти баланс, не нагружая ребенка информацией, которую он в силу возраста не способен понять и усвоить.
Однако родители должны быть уверены в том, что ребенок понял основные идеи. Помните: дети чувствуют необходимость обсудить полученную информацию, рассказать взрослым о своих чувствах, потребностях и тревогах. Информированные дети воспринимают свое положение спокойнее и без страха. Родители должны знать: точная информация, предоставленная в понятной и доброжелательной форме, успокаивает ребенка и помогает ему справиться с тревогой.
Совет родителям
Разговор с ребенком о нарушениях у его брата или сестры, безусловно, труден, однако необходим. Решившись на диалог, следуйте нескольким простым рекомендациям
– Активно, а не пассивно слушайте ребенка.
– Не торопитесь.
– Рассказывайте все, что ребенку необходимо знать.
– Будьте честны и откровенны.
– Отвечайте на вопросы ребенка так, чтобы он вас понимал.
– Будьте готовы к вопросам и возражениям.
– Предоставляйте сбалансированную информацию.
– Следите за невербальной коммуникацией (жесты, мимика и т.д.).
– Будьте последовательны.
Далее: Уход, забота, ответственность