План Коломны 1784 года

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Коломенский Посад
  • Регулярный план Коломны 1784 года и его претворение на практике. Перспективы будущего для организации музейного Посада.

    Автор статьи - Ломако Е. Л.

    На современном этапе наступает очень интересный и по-своему захватывающий период переосмысления накопленного исторического опыта и смены общественного сознания. На примере Коломны, как города постоянно обновляющегося и ищущего, наблюдать этот процесс особенно интересно. Коломна на протяжении всей своей истории менялась не только внешне, но и внутренне; она словно птица Феникс, многократно сгорая и возрождаясь, продолжала свой путь в совершенно новом качестве. Пожалуй, именно сейчас наступает такой момент, когда надо задуматься, что необходимо взять из прошлого в будущее, поскольку через это идет не только самоидентификация социума, но и отдельной личности.

    Совершенно логично начать с внешней оценки состояния города, с анализа складывания его современного облика. Уникальность Коломны состоит в том, что в ней можно выделить ряд архитектурных ансамблей, характеризующих определенные этапы. Среди них — историческое ядро города, включающее кремль, посад, Запруды; послеоктябрьская застройка: конструктивизм, первые рабочие поселки, сталинский ампир. Та сетка улиц, которую мы имеем сегодня, несет в своей основе план 1931 г., основанный на поточно-функциональной системе московского архитектора М.А. Малютина. Его идея заключалась в застройке параллельными полосами: вдоль железной дороги — производственная, вдоль Рязанского шоссе — селитебная (для строительства общественных зданий и домов). Предложенный план явился своего рода продолжением и развитием заложенной в конце XVIII в. системы улиц.

    Восемнадцатое столетие прошло под знаком двух Великих: Петра I и Екатерины II. Дух XVIII века — это дух века решительной ломки вековых традиций. В XVIII в. Коломна входила средневековым городом, а по его окончании это был совсем иной город - с выпрямленными улицами, с большим количеством как культовых, так и гражданских каменных зданий. Изменившийся облик городов конца XVIII в. — лучший знак завершения петровских преобразований и екатерининских перемен. Рассмотрим более подробно данный вопрос на примере Коломны.

    Движение в сторону приближения русских городов к европейским стандартам началось практически сразу после воцарения Екатерины II. В 1762 г. создается Комиссия каменного строения Санкт-Петербурга и Москвы, впоследствии контролировавшая перепланировку провинциальных городов. В 1763 г. принимается указ о составлении специальных планов городов, который преследовал цель создания картографической базы городов в первую очередь для Новгородской, Московской, Смоленской и Архангельской губерний. Также в это время в стране за короткий срок возникает 216 новых городов, требовавших совершенно нового подхода в планировке.

    В 1770-е — 1780-е гг. проводилась работа по составлению регулярных планов подмосковных городов на основе принципов классицизма. Одной из главных задач выступало стремление преодолеть деление города на слободы и создать единое городское пространство. Наибольшим препятствием к этому, естественно, являлась средневековая планировка. Ее слом шел самыми решительными методами. Особо надо заметить, что данная работа была начата после путешествия Екатерины II по российским городам. Так, 14—15 октября 1775 г. императрица посетила Коломну. Этот визит состоялся практически сразу после достаточно крупного пожара (следствием которого, в частности, явился рапорт московского губернатора Ф.А. Остермана). Несмотря на то, что горожане сделали все, чтобы сгладить неприятное ощущение, вполне возможно, что Екатерина II обратила внимание и на застройку города, и на возможности его перепланировки. Подобная же ситуация могла наблюдаться и в других местах. Результатом явился вывод об изменении облика российских городов в сторону европеизации.

    Проследим ситуацию с уличной сетью Коломны в описываемый период. И.П. Фальк в 1769 г. отметил, что улицы вымощены бревнами. В «Московском любопытном месяцеслове» 1776 г. указывается на 110 улиц и переулков.

    Остальные города Московской области по этому показателю уступали Коломне: в Серпухове насчитывалось 58 улиц и переулков, Верее — 35, Рузе — 33, Можайске — 34, Волоколамске — 10, Дмитрове, Клину, Звенигороде — по 9. Город Иваново, к сожалению, в этот список не входил.

    Материалы комиссии А.А. Вяземского (1783 — 84 гг.) говорят о следующем: «На посадах три слободы называемая 1-я Купеческая, 2-я — Запрудная и Митяева, лежащая по левой стороне Коломенки, 3-я — Ямская в конце города находящаяся. Между сими слободами и разделениями сообщение происходит 14 большими улицами и 86 переулками, из которых многие вымощены деревянного мостовою, а некоторые — каменного».

    Одним из видимых факторов, ускоривших перепланировку Коломны, был пожар с 9 по 10 мая 1782 г. По плану Коломны, составленному сразу после пожара, видно, что выгорели большая часть кремля и застройка вдоль крепостных стен. После пожара поступило предложение губернатора Н.П. Архарова строить новые дома таким образом, чтобы их не жалко было сломать, когда будет претворяться в жизнь опробованный новый план города.

    План застройки г. Коломны, составленный комиссией под руководством И.И. Бецкого", был утвержден 16 января 1784 г. в Санкт-Петербурге Екатериной II, сделавшей надпись на плане: «Быть по сему». Сущность плана ярко выразила М.В. Фехнер: «Авторы проекта не уделили никакого внимания исторически сложившейся планировке города. При решении поставленной перед ними задачи они стремились не к пространственной композиции, а в первую очередь к геометрически правильному начертанию плана». В.В. Кириллов справедливо отметил: «С реализацией этих планов подмосковные города превращались в открытые поселения гражданского типа, без крепостных сооружений».

    Кремль Коломны, несмотря на выигрышное положение, был разделен на прямые улицы, чтобы соответствовать посаду и запроектированным двум торговым площадям рядом с ним. На них должны были располагаться гостиный двор, торговые лавки, амбары, рыбные и мясные ряды. Астраханская дорога была выпрямлена и взята за главную направляющую других улиц и в Городской части, и в Запрудной, так как она пронизывала весь город.

    Замыкали эту дорогу две прямоугольных площади со стороны Москвы и Рязани, где было запланировано размещение съестных рядов, харчевен и мелочных лавок. Также на оси Астраханской дороги предполагались большая квадратная площадь ближе к Рязанской заставе для мелочной продажи овса и сена и ромбовидная — в Запрудной слободе. На окраине города, где находилась саженая роща, была запланирована еще одна площадь для продажи сена и дров. Достаточная протяженность Коломны вдоль р. Москвы привела к тому, что в этой части города улицы образовали более свободную планировочную схему, приняв косое направление.

    План, находящийся в составе описания Коломны конца 1790-х гг., дает представление о реализации запланированного в 1784 г. и о произошедших изменениях. Сетка улиц приняла вид, который остается практически неизменным до настоящего времени. В кремле была осуществлена регулярная планировка за небольшими изменениями, выразившимися в укрупнении кварталов, предназначавшихся для жительства дворян.

    Успенская улица (ранее называвшаяся Большая) оказалась поделенной на две части оградой Успенского собора, которая впоследствии была разрушена. Наибольшие изменения проектного плана наблюдаются в кварталах на посаде, примыкающих к р. Москве. Это объясняется тем, что именно здесь наблюдалось наибольшее количество каменных домов представителей богатых купеческих фамилий, выстроенных еще до 1780-х гг. На них и пришлось ориентироваться при прокладке новых улиц. Расположение кварталов вдоль р. Москвы еще более акцентировалась на береговую линию. Запланированная в этой части посада большая площадь не появилась, но возникла площадь небольших размеров на стыке пяти улиц. На одной из торговых площадей появился гостиный двор, торговые ряды, идущие вдоль кремлевской стены сохранили свободную планировку.

    В Запрудной слободе, кроме большой площади на въезде со стороны Москвы (ныне на ее месте располагается парк), никаких других площадей не возникло. Так же, как и посад, Запрудная слобода была предназначена для купцов, и лишь на ее окраинах отводились места для дворов мещан и разночинцев. Появилась площадь и со стороны Рязани (ныне она является составной частью нового центра города). У Рязанской заставы три квартала были предназначены мещанам. Вокруг церкви Богоявления традиционно были сосредоточены дворы гончаров.

    Для штатной команды солдат были запланированы два квартала в Ямской слободе около впадения р. Репинки в р. Коломенку. Для «фабрик» и «заводов» отводились кварталы недалеко от Рязанской заставы. Около Пятницких ворот размещались пивоварни. Помимо этого на плане отмечены кузницы, мельницы, торговые ряды, мыловарни для «фабрик» и почтовый двор. На плане видно расположение архиерейского дома, консистории и семинарии, а также двух городских монастырей: Брусенского и Спасского.

    Площадь на оси Астраханской дороги, предназначенная для продажи сена и овса, несколько сместилась в северо-восточном направлении. Получив название Конной, она просуществовала вплоть до 1937 г., когда вместо находившихся на ней дома городового, десятка кузниц и колесно-тележных мастерских были построены котельная, два пятиэтажных дома, детский сад, ясли, четыре общежития, разбит сквер. Скотобойни и салотопни были выведены за город. Новым элементом в топографии стало общегородское кладбище. Вокруг города был сделан «небольшой земляной вал», подчеркивающий его границы. Въезд в Коломну со стороны Москвы и Рязани обозначали «симметрично поставленные по обе стороны улицы здания кордегардий - маленькие одноэтажные павильоны с колоннами — и каменные обелиски». На Московской заставе обелиски были пирамидальными, а на Рязанской — в виде колонн.

    После перепланировки последнего десятилетия XVIII в. город стал насчитывать 45 улиц и переулков, проложенных по прямым линиям и практически ничего общего не имеющих с исторически сложившимися. Об этом наглядно свидетельствуют планы города, на которых новая сетка улиц наложена на старую. Совпадения улиц единичны и достаточно случайны. Из сохранившихся от средневековой планировки переулков можно назвать, пожалуй, только Водовозный переулок, так как на нем находилось достаточное количество каменных зданий: казенные винные магазины и каменные палаты. Многие из построенных до прокладки регулярной сетки зданий оказались не на красной линии улиц. Это положение впоследствии исправлялось строительством флигелей, закрепляющих границы участка.

    К концу XVIII в. окончательно оформляются две главные части города - Городская и Зарецкая. При этом сохраняются и старые названия: Купеческая, Запрудная, Ямская слобода, которые можно рассматривать уже скорее как дань традиции, существующей для лучшего ориентирования в распределении социальных слоев на территории города. Купеческая слобода, а точнее кварталы купцов, охватывали значительную часть городской территории в достаточной близости от кремля и хорошо прослеживаются на планах благодаря высокой концентрации каменных зданий. Ямская слобода оставалась на своем историческом месте, а Запрудная, как и прежде, располагалась за р. Коломенкой и связывалась с основной частью города посредством мостов через р. Коломенку и р. Чуру Стоит заметить, что из всех городов Московской губернии только Коломна, Верея и Клин к концу 1790-х гг. были выстроены «вновь по высочайше конфирмованному плану», а ситуацию с претворением в жизнь новых планов в остальных описания характеризуют как «большей частью выстроен по вновь конфирмованному (прожектированному) плану».

    Сравнив планы конца XVIII в. и начала XXI в., можно сделать вывод об их исторической преемственности. Более того, кремль и посад не стали мемориальными комплексами, а остаются живущими многогранной жизнью. И вот здесь кроется одна из основных проблем превращения названных территорий в некий «банк исторической памяти» Коломны и в привлекательные для туристов объекты. С одной стороны, большая часть из 719 гектаров особо охраняемых территорий, представляющих историческую ценность, и 420 памятников истории и культуры находится в этом районе; с другой — здесь проживает и часть населения города.

    Выход видится в постепенных шагах, которые начинаются через осознание того, что кремль и посад — единое целое, связанное историей. Необходимо создание туристического маршрута, связывающего две территории одной нитью через привлечение основного здания и филиалов Коломенского краеведческого музея, а также музея пастилы. Избрав начальной точкой усадьбу купцов Лажечниковых, пройдя по улице Лажечникова до усадьбы генерала Колчинского, затем свернуть на улицу Лазарева и далее — до дома Луковникова. Выйдя через Пятницкие ворота на посад, продолжить путь по улицам Пушкина и Посадской до «Дома воеводы». Именно в таком контексте возможно привлечение средств для восстановления среды, свойственной Коломне как провинциальному городу XIX — началу XX вв.

    В очерченном маршруте появляется интересное ответвление в виде Водовозного переулка, несущего память о средневековом городе. На данном участке, который условимся называть Покровской слободой, можно воссоздать двор жителя располагавшейся здесь Гончарной слободы, постепенно начать восстанавливать уникальные строения переулка, ввести элементы жизни города конца XIX в. через проезд по переулку водовозов.

    Главное, надо понимать, что обозначенный процесс достаточно длительный по времени, и он начнет успешно воплощаться только в случае объединения усилий администрации города, творческого актива города и жителей кремля и посада. Первой вехой может стать возвращение исторической памяти через такие меры, как: во-первых, написание в скобках прежних названий улиц рядом с современными; во-вторых, организация в наиболее интересных точках города информационных стендов с рассказом о месте, где они установлены.

    Далее: Стилистические особенности декоративного оформления
    В начало

     
    Rambler's Top100