Основные зоны Посада
Основные зоны Коломенского Посада.
Автор статьи - Славацкий Р. В.
Кроме Астраханской улицы и Житной площади, на Посаде прослеживаются основные трассы и зоны, часть из которых уже охвачена программой «наружной музеефикации». Это:
Покровская слобода (между Водовозным и Москворецким переулками). Музеефикация здесь особенно актуальна в связи с тем, что храм Покрова Божией Матери—памятник войны 1812 года, 200-летие которой мы будем отмечать в 2012 году. Здесь же находятся уникальные дома XVIII столетия, заслуживающие особого внимания туристов. В свое время здесь было развито гончарное производство. Оно и сейчас не исчезло; здесь находится мастерская художника-керамиста А. Червякова. Так что есть перспектива формирования смысловой связи между Покровской и Гончарной слободами.
Коломенский Арбат — знаменитая улица, уже практически музеефицированная. Здесь не просто помещены сухие мемориальные доски. С помощью ведущих текстов зритель легко и естественно погружается в атмосферу Старой Коломны. Работа частной арт-галереи «У Николы-на-Посаде» под руководством Аркадия Арзуманова с 1997 года заложила основу современного расцвета этой части Посада. Достаточно сказать, что Музей пастилы принял выставочный зал как бы по наследству, потому что «сурановский» флигель готовился как выставочный зал арт-галереи. Художественный совет «У Николы-на-Посаде» сконцентрировал силы не только живописцев и других мастеров изобразительного искусства, но и прозаиков, поэтов, журналистов. Коломенский Арбат, воплощенный в сотнях живописных и словесных форм, давно уже стал наиболее ярким мифом Посада и его духовным сердцем.
Посадская улица нуждается еще в некоторых дополнениях. В частности - не хватает качественного транспаранта или доски на «доме Григоровича», у «Дома воеводы», «дома Голубкиной». Не помешал бы и стильный продуктовый магазинчик. «Макарку» на Арбате давно закрыли, а нового ничего не появилось. Но даже в незавершенном виде это превосходная туристическая трасса.
Гончарная слобода. Здесь очень интересны и сама церковь Богоявления-в-Гончарах, и окрестные дома и усадьбы. Храм здесь не закрывался во время гонений, он сохранил невероятное количество драгоценных реликвий древности. В ближайшее время тут планируется открытие церковно-археологического кабинета, музейного сада, бытового музея «Православная трапеза», гончарной мастерской. Иными словами — церковный участок в перспективе станет настоящим музейным кварталом! От станции «Коломна» сюда прослеживается превосходный туристический маршрут: через Гончары — к Музею пастилы.
Петропавловское кладбище — перспективная мемориальная зона, музеефикация которой начата уже достаточно давно.
Вознесенский квартал - очень важный участок, в котором собраны сразу несколько памятников (Вознесенская церковь, Дом Озерова, Больница Кисловых и Шерапова, синематограф «Венеция»).
Ямская слобода, Запрудная слобода и Городищи. Хотя данные участки города не входят в Посад, они органично связаны с ним. Это весьма перспективные зоны, практически не охваченные туристическим показом, а ведь без них Старую Коломну представить невозможно. Достаточно сказать, что в церкви Бориса и Глеба в Запрудах крестили И.И. Лажечникова. С Троицей-на-Ямках связаны детство и юность св. Митрополита Филарета. А Городищенская церковь - древнейший памятник XIV в., имеющий огромное культурное значение для Подмосковья, да и для всей России.
Из посада лежат заманчивые маршруты еще дальше: к Старо-Голутвину и Бобреневу монастырям, памятникам российской истории и культуры XIV — XIX столетий.
Подводя итоги можно сказать, что литературная история Коломны, идущая со времен «Задонщины» и до наших дней, представляет собой уникальный комплекс ассоциаций и образов. Воплощение их в конкретных формах, игра с ними, художественная рефлексия дают великолепную возможность проникновения литературы в живую жизнь и одновременно — втягивают людей в мир художников и поэтов.
Если мы сможем реализовать проект «Открытая книга», то коломенский локос станет логосом. Коломна превратится не просто в город-музей, каковых достаточно в Европе, но в неординарный литературно-художественный город-музей, в котором поразительным образом сочетается обыденная современность и фантастическая реальность, со всеми ее страшноватыми, смешными и пленительными тайнами.
Далее: Регулярный план Коломны 1784 года