Общая композиция

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Коломенский Посад
  • Усадьба Эмиля Липгарта.
    Общая композиция комплекса.

    Автор статьи - Ойнас Д. Б.

    Визуальный анализ общей композиции комплекса позволяет сделать некоторые выводы об его концепции. В силу того, что комплекс был заложен единовременно и не претерпел серьезных позднейших перестроек, это позволяет активно привлекать аналоговую информацию и методы экстраполяции.

    В основу планировочной композиции создатель парка положил популярные в модерне символические схемы. В планировке можно отметить изящество рисунка, плавность линий, а также свойственные для этих садов участки с регулярной планировкой. Своеобразным стержнем композиции парка Э. Липгарта стала регулярная конструкция из полосы подпрямоугольных боскетов, вытянутых с севера на юг. Этот участок, начинаясь в придомовом пространстве, уходит севернее в глубину сада. Это двухрядная полоса, состоящая из десяти боскетов, по пять в ряду, отделенных друг от друга двухрядной же аллеей. Планировка каждого боскета имеет собственное композиционное и художественное решение, но, соединенные в один блок, они работают как цельный элемент общей композиции. Детально разобраться в структуре и художественном решении каждого из них мы попробуем в разделе «Регулярная часть парка», а сейчас хотелось бы остановиться на общих композиционных приемах.

    В качестве главного планировочного приема организации сада был использован принцип плавного перетекания пространств, различных по эмоционально-психологическому воздействию. Каждое из них создает свой уникальный микромир.

    Любопытно, что внешний абрис всего парка, по которому проходила периметральная дорожка, напоминает один из излюбленных в модерне графических приемов — «лепесток цветка». Некое повторение формы внешнего абриса, а соответственно и декоративного приема, наблюдается и в абрисе центральной боскетной композиции.

    Линии центральной и внешних аллей имеют легкий изгиб, образуя так называемый — «малый лепесток».

    Западная линия боскетов несколько смещена относительно восточной линии. Этот прием позволяет, во-первых, несколько смягчить общую регулярность композиции этого участка, во-вторых, изогнуть линии поперечных аллей и, в-третьих, задать декоративные визуальные акценты для каждой направляющей в парке. Таким образом, плавные линии дорожек в совокупности с декоративными элементами наполняющими боскеты (клумбы-цветы, зеленые куртины-листья, декоративные вазоны-ягоды или почки и т.д.), в плане в целом формируют очень популярный в искусстве модерна мотив — декоративной растительной плетенки.

    Она как олицетворение зарождения, развития и многообразия мира, гармонии всего сущего, взаимосвязанного и взаимодействующего являлась одним из важных символов семантической концепции модерна. Ближний к дому боскет, таким образом, является основным во всей композиции этого участка и должен был нести наиболее серьезную символическую и декоративную нагрузку. А придомовое пространство и тем более сам дом становились в этой связи ключевыми с точки зрения композиции всего комплекса.

    Участки парка, расположенные по периферии от центральной композиции, имеют более свободную, пейзажную планировку. Оконтуренное по внешней стороне периметральной дорожкой, это пространство рассекалось множеством поперечных дорожек, имевших изогнутые линии трасс. Изгибаясь, перетекая одна в другую, смыкаясь с периметральной дорожкой они образовывали по всему периметру парка серию «малых лепестков», охватывающих почти весь комплекс.

    При взгляде на всю планировочную структуру парка в целом, все это затейливое сплетение дорожек, боскетов, площадок и полян вдруг возникает самый главный символический сюжет композиции — знаменитый стилизованный «цветок модерна».

    И он читается не только в общей композиции, но и в отдельных ее элементах. Как в ребусе или рисованной загадке, обнаруживаются малые цветы, составляющиеся как пазл из отдельных элементов планировки.

    Смыкаясь и как бы вырастая друг из друга, смыкаясь стволами, они покрывали собой всю поверхность парка.

    Эмблематичность в период модерна в рамках малого личного сада воплощалась в самых различных вариантах.

    Архитекторы могли так составить рисунок дорожек, что он повторял вензель хозяина, как, например, в саду имения графа Воронцова-Дашкова работы Регеля. Такой рисунок можно было разглядеть и оценить только с высоты птичьего полета. Казалось бы, зачем так стараться?.. Ведь знаменитый цветок модерна тоже не «читается» ногами при пешей прогулке, тем не менее, этот подход считался обязательным.

    Далее: Парадный двор
    В начало

     
    Rambler's Top100