О Ф. Фребеле и его «Дарах»

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Коломенский Посад
  • Теоретические тексты, предварявшие проект.
    2.4. О Ф. Фребеле и его «Дарах».

    Автор статьи - Селиванов Н.Л.

    Фридих Фребель — немецкий педагог, придумавший Детский Сад. Для воспитания и развития детей в детских садах им была разработана особая методология, основанная на использовании специальных инструментов — конструкторов. Конструктор Ф. Фребеля синтезирует творческую игровую деятельность с управляемым развитием мышления ребенка. Можно сказать, что в конструкторе Ф. Фребеля уже присутствует идея программированного обучения, то есть алгоритмизированный принцип саморазвивающейся познавательной системы.

    Ф. Фребель основал свою методологию на эйдосах (др.- греч. eidos— вид, облик, образ). В понимании Платона эйдос является синонимом Идеи, ее материальным воплощением; в феноменологии Э. Гуссерля термин «эйдос» означает наивысшую мыслительную абстракцию, которая дана конкретно, наглядно и самостоятельно, то есть равняется сущности. Наглядность понимается Ф. Фребелем «не только как изобразительная, но какдеятельностная, творческая».

    На таких принципах Ф. Фребель создал первый развивающий конструктор. Точнее, им была разработана система из нескольких последовательно осваиваемых конструкторов. Так, для развития ребенка в самом раннем возрасте Ф. Фребель предложил игровую систему из нескольких «Даров».

    Неотъемлемой частью процесса игры с конструктором для самых маленьких является мать (или наставник), которая, передавая ребенку Дар, отталкиваясь от свойств элементов конструктора, озвучивает и описывает разнообразные явления мира, категории пространства, свойства форм и вещей. «Шар и кубик являются средствами изображения целого ряда других предметов: кубик может быть столом, скамейкой, очагом, колодцем, печкой...»

    Педагогическая теория Ф. Фребеля основывается на понимании единства информационной реальности познающего субъекта, без оппозиции — внешнее/внутренне. Для Ф. Фребеля ключевое значение имеют геометрические абстрактные универсалии, позволяющие осмыслять с их помощью бесчисленное множество феноменов.

    С самого юного возраста с помощью конструктора Ф. Фребеля у детей формируется комплекс особых мыслительных процедур для организации творческой деятельности интегрального характера. Анализируя полученный в детстве опыт игры с конструктором Ф. Фребеля и превращая этот опыт в свою творческую концепцию, крупнейший архитектор XX века Ф.Л. Райт пишет: «Понятие Органичности выражает качество интегративности: интегративное - имманентное.

    Понятие Природа означает связь между частями, частями и целым, связь, при которой часть связана с частью так же, как часть с целым, Целостностью. Только Целостность может жить. Согласие между духом и сущностью есть органическая интегративность, есть сама сущность реальности... «Природа» есть живое внутреннее качество свободы».

    Развитие идей Ф. Фребеля в середине - конце XIX века, его эйдетическая методология посредством широкого распространения фребе-левских детских садов и его развивающих конструкторов сформировала интеллектуальный фон, влияние которого мы наблюдаем не только в творчестве архитектора Ф.Л. Райта, но и в проектных методах художников-новаторов начала XX века.

    Н. Бростерман, исследователь деятельности Ф. Фребеля, в своей недавней публикации (N. Brosterman Inventing Kindergarten, — New York: Harry N. Abrams, 1997) расширяет круг творцов, в творчестве которых и в жизненной биографии им выделены основания, позволяющие говорить о влиянии фребе-левских методов на становление их художественного мышления.

    Это — Ж. Брак, П. Клее, К. Малевич, М. Матюшин, П. Мондриан, Ле Корбюзье.

    Далее: Дары проекта «Коломенский конструктор»
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос