Концептуализация

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Коломенский Посад
  • Коломенский Посад.
    Концептуализация.

    Авторы статьи - Никитина Н. Г., Дмитриева Е. Н.

    В рамках исследовательского проекта «Музейный посад. Новая жизнь старого города» Коломенский Посад был рассмотрен «глазами» архитектора и культуролога, археолога и филолога, краеведа и ландшафтного дизайнера, историка и социолога, музейщика и, конечно, самого посадского жителя. Таким образом, Коломенский Посад стал единой исследовательской рамкой, которая замкнула на себе различные области научного и прикладного знания, исследовательские подходы и понятийные аппараты, схемы освоения реальности и дискурсы.

    Избранный рамочный метод исследования, действующий не в жестких границах одной дисциплины, а обменом смыслов между различными областями знания, в полной мере оправдал себя, продемонстрировав свою успешность в деле продуцирования нового знания.

    В ходе реализации проекта, а также подведения его итогов, которое состоялось на круглом столе «Коломенский Посад. Концептуальные основания развития», выяснилось, что Коломенский Посад выработал или, скорее, «нажил» свою особенную философию, которая по большому счету была рефлексией на наступление индустриальной цивилизации с ее отчужденным от природы и человека производством и тотальной стандартизацией. Авторы исследований особенно подчеркнули актуальность этой рефлексии для Посада, который «споткнулся» об прогресс, не смог принять и «переварить».

    Его судьба процветающего коммерческого центра срединной русской земли на оживленном перекрестке водных и сухопутных торговых путей, который Борис Пильняк окрестил «русским Брюгге», стала увядать именно с наступлением эры технического прогресса — появлением Казанки — железной дороги, которая приняла на себя весь южный грузопоток, испокон веков шедший на Москву через Коломну.

    Анализ ценностно-ориентированных реперов Коломенского текста (И.И. Лажечников, Н.Д. Иванчин-Писарев, Н.П. Гиляров-Платонов, Борис Пильняк и др.) убедительно показал, что из многих вариантов устойчивых оппозиций, существующих в русском языке и ментальное, а именно: Добро — Зло, Верх — Низ, Свой — Чужой, Знание — Невежество, Красота — Уродство, Богатство — Нищета, Коломенский Посад выбрал самое близкое его душе — Живое и Мертвое.

    Живое для Посада — это рожденное, родное, неповторимое, сделанное своими руками, с душой и любовью, это целое и целесообразное, разумное и самобытное, домашнее и уютное.

    Мертвое для Посада — это бездушное и механическое, собранное из деталей и стандартное, типичное и казенное, бессмысленное и схематичное.

    «Бесконечно пошл и пуст, и, наконец, гадок покажется вам город, — утверждал выдающийся русский мыслитель и публицист, уроженец Коломны Н.П. Гиляров-Платонов, — с правильно нарезанными улицами, с симметрично расположенными домами и окнами, со всею гармониею в своем внешнем устройстве, если за всем этим вы не слышите жизни, или слышите самую жизнь, исполняемую, как машина». Ему вторит другой знаменитый представитель коломенского текста — Борис Пильняк, заявляя: «Природа не знает прямых движений... Прямое движение абстрактно, как нуль».

    Таким образом, в ходе проведения исследований выяснилось, что Коломенский Посад оказался особым местом силы патриархального бытия срединной русской земли, по сей день излучающим его реликтовую идентичность и формирующим интимный психологический микроклимат изолированности от внешнего мира и связности внутри себя.

    Отсюда стало очевидно, что возродить Посад к новой жизни отторгаемыми им стандартно-типовыми способами индустриальной эпохи с массовым обслуживанием «организованных групп», средним по России ассортиментом сувенирной продукции, безжизненной научной реконструкцией и прочими практиками — нельзя, какими бы успешными и проверенными они ни были в другом месте. Стало очевидно и то, что мир Коломенского Посада не призван информировать, демонстрировать, просвещать и развлекать. Посаду нужна всамделишная жизнь — родная, взращенная им самим для себя, по своему собственному разумению и мерке.


    Заслугой автора концептуального раздела исследования и ведущего итогового круглого стола Николая Селиванова стало то, что он не только отрефлексировал эту специфику идентичности Коломенского Посада, но и ввел ее в актуальный контекст выживания человека в новой искусственно-созданной постбиологической виртуальной среде. Среде, которая ведет к нарастанию отчужденности человека, утрате им гармонии и целостности бытия и в конечном итоге — распаду личности.

    При этом особое внимание было обращено на происходящее на наших глазах «странное сближенье» доинду-стриального и постиндустриального времени. Действительно, запросы и предпочтения современного человека можно назвать повторенным на новом цивилизационном витке эхом особенностей потребления доиндустриапь-ного времени с его адресной, штучной, рукотворной продукцией, одухотворенной, наполненной символическим смыслом и являвшей собой нерасторжимое единство красоты и функционала. Современный потребитель все заметнее смещает знаниевые мотивы культурного потребления на эмоционально-символические. Он больше не хочет быть целевым сегментом потенциальной музейной аудитории.

    Он хочет быть единственным и неповторимым потребителем единственного и неповторимого культурного продукта, рождая, таким образом, актуальный спрос на индивидуальные адресные продукты и услуги, обладающие аурой подлинности и силой эмоционального воздействия на все органы чувств. Другими словами, отторгая массовую индустриальную культуру, современный культурный потребитель хорошо и комфортно чувствует себя в подлинной рукотворной до-индустриальной среде, порожденной традиционным способом жизни и хозяйствования.

    Материалы проведенного исследования убедительно показали, что именно такой целостный фрагмент традиционного хозяйства русского города доиндустриальной эпохи и сохранился в Коломенском Посаде. Вернее, чудом уцелели выжил, то есть остался целым и живым как остров, который обошла стороной мощная волна индустриального прогресса.

    Коломенский Посад отличает сегодня не только уникальная концентрация памятников (здесь сосредоточена пятая часть объектов культурного наследия Московской области), но и цельность городской среды, сохранившей элементы традиционного уклада жизни и хозяйства XVIII — XIX вв. (частный дом, палисадник, сад, огород, хозяйственные постройки, удобства).

    Предоставим слово Николаю Селиванову.

    «В Коломенском Посаде мы видим реально сохранившийся уклад жизни, свойственный всем старым поселениям мира. Именно так человечество существовало до эпохи индустриализации.

    Естественным образом сложившаяся форма деятельности человека, обеспечивающая воспроизводство и развитие жизни за счет взаимодействия с окружающей средой (ее преобразования и потребления), называется хозяйственной деятельностью. Хозяйствованием.

    Для России, как для (до самых недавних пор) крестьянской страны... организация жизни в информационной среде во многом является естественным продолжением опыта традиционного хозяйствования».

    Таким образом, Коломенский Посад был определен как целостный и функционально живой памятник традиционной хозяйственной деятельности - памятник хозяйству Уникальностью этого памятника была признана не его особенность, но его фундаментальная типичность для традиционного хозяйства русского провинциального города.

    Понимание уникальной ценности Коломенского Посада как целостного памятника традиционной хозяйственной деятельности, типичной для провинциального русского города, позволило рассмотреть его как единый объект наследия в его естественно-природной, историко-культурной и социальной среде, подлежащий музейному проектированию. Речь при этом не шла о жестких практиках тотальной и безжизненной исторической реконструкции.

    Речь шла о поддержании существующих и воссоздании утраченных черт традиционного уклада хозяйственной жизни во всей совокупности ее материальной и нематериальной культуры — облика, инфраструктуры, технологий, местных производств, обычаев, уклада жизни, забытых ощущений — запахов, звуков, вкусов.

    Далее: Проектирование
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос