Грех вызывает наказание

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению книги «О том, как грех вызывает наказание» - Что такое зло.
  • О том, как грех вызывает наказание.

    Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое... (Рим. 2,9), — говорит нам Священное Писание. Пока человек пребывает с Богом, пребывает в творении добра, в исполнении велений совести, и Бог пребывает с ним. Скорбь же и теснота для человека наступают при преступлении им законов добра. Адам и Ева жили в раю, наслаждаясь блаженством, пока не уклонились от Источника блага. Когда же нарушили заповедь, тогда утратили мир, и жизнь их, а вместе и всех их потомков, наполнилась трудом, болезнями и страданиями. И поныне, как и во все времена, одной из основных причин постигающих нас страданий является наша греховность. И страдания и бедствия посылаются нам как средства, противодействующие вреду, наносимому нам нашим грехом. Бедствия можно рассматривать только как духовное лекарство от греховного вреда. Это голос Божий, вразумление грешащему человеку; это удар по руке, творящей беззаконие. «Как одежду, измаранную грязью и всю оскверненную какой-либо нечистотой, невозможно очистить, если не мыть в воде и не стирать долго, — говорит прп. Симеон Новый Богослов, — так и ризу душевную, оскверненную тиной и гноем грехов, иначе отмыть нельзя, как только многими слезами и перенесением скорбей». «Итак, познаем, что за уклонение наше от Бога насылает на нас Бог сии удары, не с намерением сокрушить, но с желанием исправить, как и добрые отцы исправляют нерадивых детей», — утверждает свт. Василий Великий.

    Первый человек Адам при сотворении был наделен от Бога образом Его и получил возможность уподобляться Ему. Бог сотворил человеческое естество, чтобы оно участвовало во всяком добре, ибо Бог есть полнота добра. Господь тем самым определил цель человеческого существования — богоуподобление. Адам был призван уподобиться Богу непоколебимой верностью истине, неиссякаемой любовью к добру и невозмущаемым блаженством; для этого душа человека получила подобные Божественным силы чистого ума, святой воли и светлого, добролюбивого чувства. «Бог сотворил человека богообразным, чтобы он, врожденным ему стремлением к Богу, постепенно возрастая в духовном и моральном совершенстве, достигал конечной цели своего таинственного существования — обожения», — говорит св. Иоанн Дамаскин.

    Бог творит человека, привлекая его к получению Божественных благ, чтобы он познавал Бога, любил Его, прилеплялся к Нему всем своим существом и, обладая этим благом, был блаженным и вполне счастливым. И если бы человек восходил в любовь Божию, то пережил бы преображение из душевного тела в духовное. «И возвышаясь в своем духе до сознания влечения к Бесконечному, вследствие своего тяготения к Богу стал бы богом в смысле участия в Божественном свете, а не переходя в Божественную сущность» (прп. Иоанн Дамаскин).

    Бог поставил первого человека господином и царем всего видимого творения. И насадил рай во Эдеме, на востоке, как царское жилище, и ввел в него человека, как царя. Этот видимый мир Бог отдал во власть Адаму и всем потомкам его, как говорит Божественное Писание (Быт. 1,26-30). Все видимое, что есть на земле и в море, все отдал Бог во власть человеку. Люди должны были богоподобно обладать всем, что в мире; богообразной душой своей светить всей твари, освещать ей путь к Творцу, приводить ее к Нему, быть своего рода хранителями и посредниками между тварью и Творцом.

    Сотворенный по образу Божию человек вышел из рук Божиих непорочным, бесстрастным, незлобивым, безгрешным, украшенным всякой добродетелью. Как таковой он был способен с помощью благодати Божией достигнуть поставленной ему Богом цели. Все существо его было чистым и святым и этим самым способным к бесконечному усовершенствованию в добродетели и мудрости. Наше естество, по словам Григория Нисского, «было первоначально сотворено Богом как некий сосуд, способный к принятию совершенства».

    Ум первого человека был чистым, светлым, безгрешным, способным к глубоким познаниям, но в то же время, как ум сотворенного существа, он был и ограниченным; он должен был развиваться и совершенствоваться. И тут первым Учителем и Наставником был Сам Бог.

    Воля человека обладала полнотой, ничем не стесняемой свободой выбора, не знала внутренней борьбы между добром и злом, имела преимущественное стремление к добру. Бог дал человеку свободу, возвышая тем его над всеми неразумными тварями. Что же касается до дарования человеку свободы выбора между добром и злом, то без такой возможности свобода не отличалась бы от необходимости. Тогда и добродетель не была бы заслугой.

    Возможность греха в свободе человека, по мере укрепления последней в добре, постепенно ослабевала бы и наконец перешла бы в невозможность греха, как свобода утвердившихся в добре Ангелов. Господь даровал человеку свободу потому, что благоугодно Ему было в тварях не только рабское, бессознательное служение необходимости, но и духовное служение любви. Существенные черты образа Божия и вместе величия человеческого составляют сила ума и сила свободы. Существо разумное не может быть несвободным. Что касается души, касается и тела первых людей. Сотворенное Богом, оно было безгрешным, бесстрастным, а тем самым свободным от болезней, страданий и смерти.

    В раю Адам мог жить, лишь питая душу благодатью Божией, а тело — плодами райскими. Питаясь плодами дерева жизни, росшего посреди рая, «человек мог и телом оставаться безболезненным и бессмертным, так как дерево жизни имело силу давать жизнь и от него могли питаться только достойные жизни и не подверженные смерти» (св. Иоанн Дамаскин).

    В состоянии бессмертия первозданные имели райскую телесность, были оба наги и не стыдились.

    А это, по словам св. Иоанна Дамаскина, есть верх бесстрастия. Неизреченная слава облекала и украшала их лучше всякой одежды. Они не чувствовали разделения полов и наличия животного начала, предполагающего размножение и смерть. Господь освободил первозданных от забот о теле, не допустил их нуждаться ни в одежде и ни в чем другом нужном, но благоволил, чтобы они жили на земле, как земные Ангелы.

    Обитая в раю, человек получал непосредственные откровения от Бога, Который общался с ним, научал его богоподобной жизни, наставлял на всякое добро. Человек, по словам свт. Григория Нисского, «наслаждался самим Богоявлением лицом к лицу». «Будучи безгрешным, Адам мог общаться непосредственно с Богом, взирать на Его неизреченные совершенства, ибо он был сотворен, чтобы лицезреть Бога и Им озаряться и просвещаться», — говорит свт Афанасий Великий. Вот как изображает Иисус, сын Сирахов, дары Божий первозданным людям: Бог исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло. Он положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославляют они святое имя Его и возвещают о величии дел Его. Он приложил им знание и дал им в наследство закон жизни; вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои. Величие славы видели глаза их, и славу голоса Его слышало ухо их (Сир. 17,6 -11).

    Для утверждения воли первозданного человека в добре и вообще для преуспеяния его в духовной жизни Бог с самого начала даровал ему благодать Свою, и эта благодать постоянно обитала в наших прародителях, служила для них как бы небесной одеждою, и через нее Адам и Ева находились в постоянном богообщении. А чтобы предоставить человеку возможность засвидетельствовать послушание и укреплять веру, Бог дал ему заповедь, которая могла служить для него испытанием: не вкушать только от одного дерева из всех растущих в раю — древа познания Добра и зла, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь (Быт. 2, 17). Смерть же разумелась и духовная — отчуждение от жизни Божией, и физическая — разрушение тела. Заповедь Господня о древе познания предполагала только одно: повиновение Богу, которое есть источник всякого блага. Это древо было названо древом познания добра и зла не потому, что имело силу сообщить нашим прародителям познание о добре и зле, которого они прежде не имели, а потому, что через вкушение от запрещенного древа они опытно имели познать и познали все различие между добром, от которого ниспали, и злом, в которое впали, какое добро содержится в покорности, а какое зло — в противлении воле Божией. За исполнение заповеди были обещаны блаженство и вечная жизнь, за нарушение — смерть. Таким образом был заключен первый завет Бога с человеком. И в этом завете явились благость и премудрость Божия.

    Зачем нужна была заповедь? Для того чтобы человек, быв вначале искушен, через сохранение заповеди, утвердившись в добре непоколебимо, явился бы совершенным и принял бы бессмертие как награду за добродетель. Заповедь не только не затрудняла свободу на пути добра, а, наоборот, как и все заповеди Божий, была светом, просвещающим очи человека (Пс. 18,9). Она определяла истинное направление всей его жизни, то есть послушание, повиновение воле Божией.

    Бог Адама поставил князем мира земного, и он весь мир познавал изнутри, обладал достоинством пророческим. Звери чувствовали господство Адама и были покорны ему. Адам давал животным имена, вполне выражающие существенные свойства их. «Имена те, которые нарек им Адам, остаются доселе: Бог так утвердил их для того, чтобы мы помнили постоянно о чести, которую человек получил от Господа всяческих, приняв под свою власть животных, и причину отнятия [этой чести] приписывали самому человеку, который через грех утратил власть свою» (свт. Иоанн Златоуст).

    Так, живя в союзе с Богом, Адам жил в мире. Природа, земля не знали зла, плоды земные возрастали в изобилии без трудов, звери питались этим изобилием земных благ. Звери большие не трогали малых, не было мясоядения, не было громов, молний, болезней. Все знали только добро и не знали о существовании и проявлении зла. Блаженное состояние первых людей терзало завистью духа тьмы. Падшему еще до сотворения человека Деннице невыносимо было видеть ангельскую жизнь во плоти человеческой.

    «Видя, что созданный человек находится в высочайшей чести и почти ничем не меньше Ангелов, видя на земле в блаженстве человека — этого земного Ангела — и снедаемый завистью, виновник зла демон употребил великую хитрость, чтобы лишить человека благоволения Божия и, сделав его неблагодарным, лишить его всех благ, дарованных ему человеколюбием Божиим» (свт. Иоанн Златоуст).

    Главный князь тьмы в образе змея (который «был хитрее всех зверей полевых») приходил искушать жену и увлек ее ко злу. И жена не только не уклонилась от беседы с диаволом, но и открыла ему заповедь Божию: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть (Быт. 3, 2-3). Так Ева, по слову Христову: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7,6), — повергла Божественные бисеры пред «свиньей», пред змеем, или диаволом, действовавшим через него. И вот этим своим непочтением святыни Божией Ева сама лишила себя Божественной благодати, как бы невидимым покровом покрывавшей ее. Совершив малое прегрешение, жена добровольно дала возможность диаволу увлечь ее и в большее. И древний змий не замедлил воспользоваться этим и увлек в бездну преслушания не только жену, но вместе с ней и первозданного.

    Нет, не умрете (Быт. 3, 4), — говорит диавол жене, внушая ей сомнение в словах Самого Бога, — но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3,5). И вот Ева, увлекшись надеждой на равенство с Богом, возмечтала о себе. Она поверила змею больше, чем Творцу своему и Владыке, и в ней родилась тройственная похоть: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи (похоть плоти), и что дно приятно для глаз (похоть очес) и вожделенно, потому что дает знание (гордость житейская); и взяла плодов его и ела (Быт. 3,6). Непокорность, неверие, чувственное наслаждение — вот тройственный огонь искушения. Начало греха — сомнение, и Ева проявила его, когда вступила в беседу с диаволом. Теперь святое послушание кажется стеснительным, преступление — первым шагом к мудрости, падение, Удаляющее от Бога, — путем к подобию с Ним. И Ева соблазнилась. По ее уговорам Адам тоже возжелал наслаждения вещественного и земного и пал. Но каковы бы ни были убеждения и уговоры жены, Адам должен был помнить заповедь Божию, он имел ум, чтобы решать, кого больше слушаться, жены или Бога, и сам виноват в том, что послушался жены.

    Итак, величайшая катастрофа в истории человечества совершилась. Те, которые должны были служить чистым источником всего человеческого рода, отравили себя плодами смерти. Они нарушили заповедь не в силу необходимости, а по решению собственной свободы; они обладали всеми средствами, чтобы противостать всем ухищрениям и обольщениям злого духа. Хотя жена пала по прельщению сатаны, но она пала не потому, что должна была пасть, а потому что хотела; нарушение заповеди Божией ей было предложено, но не навязано. Как поступила жена, так поступил и Адам. Он мог не принять предложенного ему плода, но не сделал этого и добровольно преступил заповедь Божию.

    Господь сотворил человека со свободной волей, с возможностью самому делать выбор. Господь сотворил человека личностью, Он вложил в него склонность и стремление к добру. И в раю человек был чист и зла не видел. И поэтому когда он склонился ко злу, виноват был не Бог, а виноват был сам человек, который, зная опытно благо добра, данную ему свободу использовал для того, чтобы отвратиться от этого блага.

    Следствия вкушения запрещенного плода не замедлили сказаться: у первозданных действительно открылись глаза, как обещал искуситель, и запретный плод дал им знание. Но что же узнали они? Узнали то, что они наги.

    Возмущенное нравственное чувство открыло пред ними сознание их наготы, ставшей победным знаком чувственности и торжества плоти. Не нашли они себя преобразившимися в богов, а, стыдясь своей наготы, сшили смоковничные листья.

    Лишь только пали Адам и Ева и омрачились грехом, тотчас прервалось их общение с Богом, отступила благодать и наступила смерть духовная. Они умерли тогда душою, которая не может жить в отчуждении от Бога, источника жизни и жизни Подателя: Яко се удаляющий себе от Тебе погибнут (Пс. 72,27). Так обнажились они нетленного одеяния святости и славы и облеклись в наготу тления.

    Когда Бог позвал Адама: Адам, где ты?— тот отвечал: Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся (Быт. 3,9-10). Почему скрылся Адам? Потому что восстал на него сильный обличитель — совесть. Не было у него другого обличителя и свидетеля греха, кроме того, которого он носил внутри себя. И потеря славы давала ему через ощущение наготы понять тяжесть сделанного греха. Адам, где ты?— взывал Бог. Это значит: ты вкусил — и остался человеком и явился преступником, а хотел стать богом. Ева обещала Адаму быть блаженным и богом, а он стал землекопом, и несчастным, и смертным.

    Бог, призывая к покаянию, сказал Адаму Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт. 3, 11). Но Адам не захотел сказать: согрешил, а поставил виновником преступления своего Бога, Который создал вся добра зело, говоря Ему: Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3,12). А за ним и жена сложила вину на змея. В том, что они оба пытались выгородить себя от вины, заключалась ложь. Совершенный грех отравил всю их нравственную и телесную природу. Не захотели они раскаяться и просить у Господа прощения. А если бы наши прародители тогда смиренно испросили у Бога оставления своего прегрешения, то не было бы изгнания из рая, не было бы в истории последующих поколений болезней, смерти, войн и бедствий.

    Так произошло нарушение союза твари с Творцом: пала природа со своей высоты в глубину уничижения.

    Произошло великое преступление. Все силы небесные оплакивали падение человека, увидев в человеке враждебность к Богу и святыне. Поставленный царем над всякой тварью человек стал рабом сопротивной силы, первозданные лишились бесценного дара благодати Духа. Преступив заповедь Божию, человек облекся в грубость, тленность и смертность тела.

    Ум человека обратился к миру, к материальному, животному, ища самооправдания, и человек, лишив себя дара общения с Богом, закрыл путь благодати, которая через него должна была изливаться на всю тварь, и грех Адама ввел смерть в тварный мир. «Преступив заповедь Божию, Адам умом отвратился от Бога и обратился к твари, из бесстрастного стал страстным и любовь свою от Бога обратил к твари и тлению» (св. Иоанн Дамаскин). «Адам поражен смертью, то есть грехом, безвозвратно расстроившим естество человека, сделавшим его неспособным к блаженству. Убитый этой смертью, но не лишенный бытия, причем смерть тем ужаснее, как ощущаемая, он низвергнут на землю в оковах: в грубой, многоболезненной плоти, претворившейся в такую из тела бесстрастного, святого, духовного» (свт. Игнатий Брянчанинов).

    За преступлением последовало наказание.

    Первым проклят змей — орудие искушения. Когда, до начала бытия видимого мира, диавол восстал против Бога на небе, Господь терпел его, а когда любимое творение Господа — человека, которое имеет образ и подобие Божие, он соблазнил, по зависти уклонил от святыни ко злу, тогда Господь наказал его суровым проклятием.

    Змей поставлен в презрение у человека; хитрость его, всегда направленная во вред, вызывает не удивление, а отвращение и боязнь. Проклят ты, (Быт. 3,14), — осудил Господь диавола. И это проклятие всегда с ним пребывает. «Если до сотворения человека и для диавола оставалось еще какое-нибудь место покаяния, но как по гордости и зависти произошло убиение возвеличенного, с тех пор заключено для диавола место покаянию», — пишет прп. Антоний Великий.

    Адаму тоже определено наказание: ему суждено было теперь в поте лица добывать хлеб насущный. Если в раю он не знал болезней труда и природа по повелению Божию сама давала ему все необходимое для жизни, и давала в совершенстве, то после грехопадения, чтобы поддержать жизнь, уже понадобилось прикладывать усилия к тому. За грех Адамов проклята земля. Терния и волчцы возрастит она теперь. Земля, которая была нетленна и все произращала сама собою, теперь рождает неполезные растения, чтобы Адаму не иметь более жизни свободной от утомительных трудов и потов. Муки и скорби при обработке земли теперь постоянно напоминали бы Адаму о его естестве и предохраняли бы от более тяжких грехов.

    Адам лишился бессмертия и в прах возвратился (Быт. 3,17-19). Своевольным и самолюбивым падением в грех человек лишил себя непосредственного благодатного общения с Богом и этим сам осудил себя на двоякую смерть — на Духовную, наступающую тогда, когда душа лишается благодати Божией, и на телесную, когда тело лишается оживляющей его души.

    Жена же наказана чадородием и обращением к мужу. «Ева, названная "жизнь" стала смертью, жила до грехопадения подобно Ангелу, теперь осуждена на печали, и воздыхания, и деторождения, и страдания при этом. Потеряла Ева равночестие и стала подчинена мужу — после чревоношения, болезней опять зачинает и терпит» (свт. Иоанн Златоуст). Хотя еще в раю была людям дана заповедь «плодиться и множиться», но сам образ произведения себе подобных предполагал размножение бесстрастное, невинное, святое. Образ его сокрыт от нас, но мы знаем, что первые люди, наделенные от Бога нравственной и телесной чистотой, не могли производить себе подобных таким грубым плотским способом, какой существует после изгнания их из рая, когда человек поистине уподобился скотам (Пс. 48,13), обуреваемый животной похотью.

    Далее: Как грех вызывает наказание - продолжение.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос