Храм в Демьяново в конце XIX – начале XX веков

Дата публикации или обновления 22.06.2021
  • Оглавление: Книга «Демьяново: усадьба и церковь (1624-2011)»
  • Демьяново в 1624 – 1917 гг.

    Храм в Демьяново в конце XIX – начале XX веков.

    Просуществовав почти сто лет, плоское деревянное перекрытие большой трапезной пришло в аварийное состояние, что и явилось главной причиной ее перестройки. Зимой 1893 года здание церкви было обследовано губернским архитектором, после чего, в феврале 1894 года, был разработан, одобрен в Московской духовной консистории и утвержден Строительным отделением Московского губернского правления проект на ведение строительных работ.


    Акт осмотра церкви губернским архитектором С. Родионовым.

    «Прибывши на место сего 5 декабря 1893 г. в присутствии местного священника Александра Петровича Озерова, церковного старосты, потомственного почетного гражданина Николая Александровича Малахова и причетника, я произвел осмотр храма и нашел: храм состоит из двух каменных частей и каменной примкнутой к нему колокольни, главная часть храма - двухсветная, покрытая каменным сомкнутым сводом, увенчанным сверху главкой, и холодная, другая часть отапливается унтер-марковскими печами и покрыта деревянным потолком, балки и накат которого совершенно обветшали и сгнили. Для удаления опасности обрушения нахожу необходимым разобрать ветхий деревянный потолок в храме и взамен его сделать каменный свод, на устройство коего должен быть выработан проект»3


    Резолюция строительного отделения Губернского правления.

    «Разсмотрев препровожденный Московскою духовной консисториею... проект на устройство в трапезной церкви села Демьянова, Клинского уезда, вместо ветхаго деревяннаго потолка каменнаго свода, Строительное отделение нашло этот проект в техническом отношении составленным правильно и работы по оному могут быть допущены с тем только, чтобы они производились с соблюдением надлежащих правил».


    Кроме вышеприведенных текстовых документов, в деле имеются графические материалы - проектные чертежи с планами, разрезами и фасадом церковного здания, датированные 1894 годом и подписанные С. Родионовым.

    В результате произведенных работ обветшавшие плоские деревянные перекрытия большой зимней трапезной были демонтированы, выстроены новые каменные столбы, между которыми выгнулась подпружная арка, поддерживающая парусный свод. После возведения сводчатого покрытия некогда единый внутренний объем трапезной был разделен на 3 части - широкую центральную и узкие боковые.

    Изменился и внешний вид церкви. Части верхних стен обеих трапезных надстроены почти на сажень (около 1,5 м). Получившиеся новые плоскости стен оформлены малыми и большими продолговатыми филенками с тянутыми карнизами. Эти стены стали объединяющими элементами для двух разновеликих и разновременных объемов храма. Тогда же углы большой трапезной были оформлены рустом, аналогичным ширине и шагу руста первого яруса колокольни.

    Весной 1898 года начались работы по отделке интерьеров церкви, связанные с украшением стен живописью и обновлением старых иконостасов. Работы проводились по инициативе настоятеля храма священника Александра Озерова и тщанием старосты - купца 1-й гильдии Н.А. Монахова.

    Церковь была расписана не только внутри. Вполне возможно, что сохранившаяся на световом барабане живопись, имитирующая оконные проемы, была выполнена именно в то время.

    В обновлённой трапезной части храма осенью 1900 года торжественно освятили два поновленных придела: правый, в честь святого Димитрия Ростовского, и левый, в честь святого Николая Чудотворца.


    Вот что писали об этом «Епархиальные ведомости»:

    «8 сентября 1900 г. в с. Демьяново Клинского уезда происходило торжественное освящение обновленного теплого храма. Иконостасы в обоих приделах вызолочены вновь. Реставрированы святые иконы. Внутренние стены художественно украшены живописью, каменные ветхие полы заменены крашеными деревянными, и поновлена вся церковная утварь. Большую часть на поновление храма пожертвовал благотворитель Г.Ф. Серебряков, который в течение 20 лет, вместе с церковным старостой Н.А. Монаховым, неустанно заботился о благолепии и поддержании Успенского храма, затрачивая немалые суммы. Накануне дня освящения было совершено всенощное бдение. В самый день торжества, в 10 часов утра, последовало водоосвящение, по совершении которого были окроплены святой водой новые иконостасы и весь храм, а затем вокруг церкви был совершен крестный ход и началась Божественная литургия. Освящение и литургию совершал местный благочинный, настоятель Клинского Троицкого собора священник Иоанн Озерецкий в сослужении с настоятелем храма отцом Александром Озеровым и священником Тихоновской (тюремной) церкви г. Клина отцом Сергием Щедровым при участии диакона Клинского Троицкого собора Александра Златоустого. Пел любительский хор служащих Н.А. Монахова. После заамвонной молитвы священником Иоанном Озерецким было произнесено слово, в котором он, призвав Божие благословение на всех благопоспешествоваших обновлению храма, обратил внимание на значение храма для каждого христианина и убеждал неопустительно посещать его. По окончании литургии, с разрешения Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего митрополита Московского Владимира, от старосты и прихожан Г.Ф. Серебрякову за его двадцатилетнюю благотворительность была подарена икона соименных ему и его семейству угодников Божиих с молитвенным благопожеланием. Серебряков поблагодарил настоятеля и всех прихожан, обещая и впредь не забывать своего храма. На торжестве присутствовали не только прихожане, но и масса народа из города и приходских деревень».

    Летом 1909 года на заседании Московского археологического общества рассматривался вопрос о ремонте фасадов и окраске крыши Успенской церкви.


    В протоколе заседания от 12 июня было записано:

    «...Доложено отношение Московской духовной консистории от 8 сего июня о том, что причт и староста села Демьянова, Клинского уезда, просят разрешить им окрасить масляной краскою крышу на храме, исправить штукатурку наружных стен храма, окрасив их клеевою краскою. Церковь означенного села построена в 1746 году.

    Зданием каменная, с таковою же колокольнею.

    Постановлено: Разрешить».


    С 28 февраля 1891 года настоятелем храма был священник Александр Петрович Озеров. Родился он в Москве, в 1869 году, в семье псаломщика. Окончил курс Московской духовной семинарии (МДС) по 2-му разряду.

    С 5 марта 1891 года был заведующим и преподавателем Закона Божия в церковноприходской школе в Демьяново.

    С 1894 года состоял членом Клинского уездного отделения Кирилло-Мефодиева братства, а с 1899 года - действительным членом Православного миссионерского общества. 12 июня 1907 года назначен председателем Демьяновского церковноприходского попечительства.

    О членах его семьи на 1908 год известно следующее: жена - Ольга Павловна, 34 года. Дети: Сергей, 14 лет, учится в 1-м классе МДС; Алексей, 12 лет, учится в Донском духовном училище; Клавдия, 9 лет, обучается в церковноприходском училище; Демьян и Владимир, по 6 лет, и Борис, 4 года.

    Причт церкви в 1908 году также составляли священник Николай Иванович Карпинский, диакон Иоанн Мольдинов, дьячок Стефан Стефанович Соколов и псаломщик Алексей Иванович Долгоруков.

    Причт храма (священники, диакон и псаломщик) проживал в каменном церковном доме, в верхнем этаже которого располагалась церковноприходская школа. Священник получал дополнительное содержание от помещика - Владимира Ивановича Танеева.

    Приходских деревень на тот период было шесть: Демьяново, Бородино, Подгорное, Сохино, Стреглово и Горки. Ближайшие церкви: Троицкий собор в Клину - в 1 версте, Преображенская церковь в с. Молчаново (нынешняя Борозда) - в 2,5 верстах и Казанская церковь в с. Фроловское - в 4 верстах.

    Далее: Страховая оценка Успенского храма в Демьяново
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос