Сооружение каменного храма

у речки Вырки

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • Оглавление: Церковь Рождества Богородицы, что у речки Вырки
  • Сооружение каменного трехпрестольного храма Рождества Богородицы у речки Вырки (1846-1849 годы).

    С увеличением численности прихожан деревянный храм становился всё более тесен; кроме того, за давностью лет его здание обветшало, и прихожане с настоятелем и старостой решили строить новый каменный храм. Ранее построение каменного трехпрестольного храма на Вырке связывалось с именем священника Василия Стрельцова, однако уже упоминаемое нами выше «Дело о постройке каменной церкви…» показывает, что в то время там служил ещё священник Михаил Никифоров Сокольский. Известно, что он родился в Богородской округе около 1786 года у священника Никифора, Николаевской, что на Мху у пруда, церкви. По церковным ведомостям видно, что обучался он в Троицкой Лаврской семинарии, по окончании курса со званием студента был уволен в епархиальное ведомство и произведён во священника на настоящее место Преосвященным Августином, епископом Дмитровским.

    В память событий 1812 года о. Михаил Никифоров получил бронзовый крест на Владимирской ленте (что свидетельствовало о том, что священник непосредственно в боевых действиях участия не принимал, иначе его крест был бы не на «гражданской» Владимирской, а на военной Георгиевской ленте). Впоследствии, при митрополите Филарете, он трудился в должности депутата с духовной стороны. В 1834 году (или в конце 1833) Михаил Никифоров принял фамилию Сокольский, которой и заверял все документы последующих лет. Отец Михаил имел троих детей: Никифора, Агафью и Иоанна. И к 1848 году был уже вдов.

    13 ноября 1846 года было начато «Дело о постройке новой каменной церкви…» (орфография подлинника):


    «По архиву № 22 Московской Духовной Консистории По 2 столу 1 экспедиции

    ДЕЛО

    О постройке новой каменной церкви и колокольни у речки Вырки вместо существующей деревянной пришедшей въ ветхость.

    Началось: 13 ноября 1846 года

    Кончено: 28 сентября 1848 года

    На 25 листахъ

    № 4246

    СВЯТЕЙШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СИНОДА ЧЛЕНУ ВЫСОКОПРЕОСВЯ-ЩЕННЕЙШЕМУ ФИЛАРЕТУ-МИТРОПОЛИТУ МОСКОВСКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ

    Богородской округи Богородицерождественской что у речки Вырки церкви

    Священника Михаила Никифорова Сокольскаго съ причтомъ и старостою церковнымъ съ прихожанами.


    ВСЕПОКОРНЕЙШЕЕ ПРОШЕНИЕ

    Означенная наша Богородицерождественская деревянная церковь приходитъ въ ветхость, а потому мы желаемъ вместо ее построить вновь на томъ же погосте каменнымъ зданиемъ церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы съ теплыми двумя приделами - 1-ымъ во имя 3-го обретения Честныя Главы святого Иоанна Предтечи, 2-ымъ во имя Святителя Николая; съ каменною колокольнею на церковную сумму состоящую въ четырехъ тысячахъ рублей серебромъ, хранящихся въ сохранной казне, и, имеющую поступить впредь отъ доброхотныхъ дателей, съ употреблениемъ на это кирпича съ заведен-наго нами прихожанами на построение сие кирпичнаго завода и съ пособиемъ отъ насъ прихожанъ подводами на доставку всехъ материаловъ къ строению.

    Почему прилагаемъ при семъ на предполагаемое нами здание церкви чертежи и смету ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО милостивейшаго отца и архипастыря всепокорнейше просимъ на основании выше [изложенныхъ] предположений нашихъ каменную церковь съ такою же колокольней построить намъ дозволить и снабдить насъ на то храмозданною ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА грамотою.

    Ноября... дня 1846 года.


    Къ сему прошению руку приложили: Священникъ Выр-ковский Михаилъ Никифоровъ, Диаконъ Петръ Григорьевъ, пономарь Николай Григорьевъ Варинцовъ, деревни Демихова крестьянинъ Афанасий Федоровъ Карташовъ вместо отца своего старосты церковнаго - Федора Кузьмина Карташова. А такъ же крестьяне государственныхъ имуществъ деревень: Федорова, Демихова, Нестерова, Плотавы, Дубровы и Щербинина, достоверность именъ подтвердилъ старшина Логинъ Савельевъ, заверивъ подпись печатью Демиховскаго старшины. И крестьяне деревень Зуева, Дубровы, Алексунина, Нажиц и Семерниной вотчины господина стацкаго советника камергера и ковалера Николая Рюмина, что въ свою очередь тоже удостоверено вотчиною печатию».

    В церковной казне, как было сказано выше, имелось всего 4000 рублей серебром, но в постройке храма обещали помочь местные состоятельные люди. В 1847 году проект храма, автором которого был архитектор П.А. Елецкий, был утвержден, и из Московской Духовной Консистории прислали инженера, который должен был следить за постройкой.

    Приведём ещё несколько интересных документов из того же «Дела», связанных со строительством:


    «”К № 2809.

    Въ докладномъ реестре Московской Духовной Консистории 14 ноября 1846 года определено: какъ изъ справки видно (справку по М.Д.К. см. выше, примеч. авт.), что при Богородицерождественской, что у речки Вырки, церкви въ числе прихожанъ находятся крестьяне ведомства Палатъ Государственныхъ Имуществъ, что на основании примечания къ 45 статье Устава Духовныхъ Консисторий, отнести въ оную палату съ требованиемъ уведомления, нетъ ли со стороны ея какого либо препятствия къ просимой постройке, и не можетъ ли палата назначить отъ себя какихъ либо источниковъ на построение церкви...”


    ”ВПИ.

    Моск. Дух. Консистории

    Экспедиция 1

    Стол 2

    Ноября 18 дня 1846 год

    № 4444

    В Московскую Палату Государственныхъ Имуществъ.

    Богородской округи Богородицерождественской, что у речки Вырки, церкви священникъ съ причтомъ, церков-нымъ старостою и прихожанами въ прошении объяснили что означенная ихъ Богородицерождественская деревянная имеетъ всехъ материаловъ къ строению, и потому просятъ разрешить постройку церкви…”


    ”Московская палата Государственныхъ Имуществъ

    17 декабря 1846 года.

    № 21338.

    Въ Московскую Духовную Консисторию

    На отношение духовной консистории отъ 18 ноября №4444 съ припровождениемъ приложеннаго при ономъ плана и сметы на постройку … церкви Палата Государственныхъ Имуществъ имеетъ честь уведомить, что она относительно постройки означенной церкви на сумму церковную и доброхотныхъ пожертвований частно, а не общественнымъ сборомъ, со своей стороны препятствий никакихъ не имеетъ. Другихъ же источниковъ къ скорейшему окончанию предполагаемой постройки ввиду не состоитъ, причемъ присовокупимъ, что вместе с симъ предписано, гражданскому инженеру Елецкому иметь наблюдение, чтобы постройка помянутой церкви проводилась на основании составленныхъ плана и сметы на … благоустроенномъ по грунту месте, указавъ при томъ рабочимъ людямъ правила, которыми они должны при семъ случае руководствоваться”.


    ”ПРАВЛЕНИЕ 4 ОКРУГА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЙ И ПУ-БЛИЧНЫХЪ ЗДАНИЙ

    22 апреля 1847 года въ Москве.

    № 3254

    Въ Московскую Духовную Консисторию

    Правление 4 округа возвращая, причемъ присланные изъ М.Д.К. при отношении отъ 31 декабря 1846 года за № 5584 проектъ и смету на построение каменной церкви вместо существующей деревянной Богородицерождественской, что у речки Вырки, Богородского уезда имеетъ честь уведомить, что работы по сему проекту дозволены быть могутъ, но не иначе какъ подъ наблюдениемъ опытнаго архитектора, имеющаго законное право на вольную практику. Дабы постройка была исполнена во всемъ согласно плана, измененнаго красными чернилами, фасада и разреза, и чтобы вообще все сооружение имело надлежащую устойчивость. Что касается до издержекъ, исчисленныхъ по смете, составленной помощникомъ архитектора Пиотровскимъ, на черную отделку церкви съ колокольнею 21560 рублей 24,5 копеекъ серебромъ то оныхъ можетъ посчитаться достаточнымъ, если при самомъ производстве работъ не встретятся такие случаи, которые потребуютъ дополнительныхъ расходовъ”.


    ”№1351

    Въ настольномъ докладномъ реестре Московской Духовной Консистории мая 15 дня 1847 года определено:

    О дозволении построить Богородской округи на погосте при речке Вырке новую каменную церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы съ двумя приделами и колокольнею.

    Коллеж. Секр. Непоражинъ”».


    Как показано в документах, для возведения храма прихожане построили кирпичный завод и доставку всех материалов взяли на себя. На постройку требовалось 21560 рублей 24,5 копеек серебром, и предполагалось, что этих средств должно было хватить, однако в 1848 году, когда храм был построен до сводов, денег оставалось всего 1000 рублей серебром. Тогда настоятель церкви Михаил Никифоров Сокольский испросил благословение у церковного начальства на дополнительный сбор доброхотных приношений.


    «№7076/3979 24/28 августа 1848 года.

    Въ Московскую Духовную Консисторию

    Богородской округи

    Богородицерождественской, что у речки Вырки, церкви

    Священника Михаила Никифорова


    Покорнейшее прошение. Въ июле месяце 1847 года выдана была изъ Московской Духовной Консистории книга для сбора доброхотныхъ приношений на сооружение въ нашемъ селе храма, который еще работою не оконченъ, а сборной книге годичный срокъ вышелъ. А какъ на докончание означеннаго храма имеются ввиду усердствующие жертвователи, то представляемъ при семъ сборную книгу для освидетельствования в Московскую Духовную Консисторию.

    Покорнейше прошу для совершеннаго окончания отделки храма выдать сборную книгу еще на одинъ годъ на имя крестьянина казенной деревни Демихова Василия Иванова Корсакова. При чемъ честь имею присово купить, что заложеннаго вновь храма каменнаго трапеза выложена до сводовъ, а въ настоящей уже кладутся арки, суммы же за расходомъ остается на лицо тысяча рублей серебромъ.

    Августа … день 1848 года.

    Къ сему прошению Вырковский Священникъ Михаилъ Никифоровъ Сокольский руку приложилъ».

    1) Необходимые средства были собраны, и к 1849 году каменный храм был полностью достроен, о чем сообщает Ведомость о церкви за 1903 год из фондов Центрального Исторического Архива Москвы: «Церковь построена в 1849 году на церковную сумму и с (помощью) доброхотных дателей.

    2) Зданием каменная с такою же колокольней.

    3) Престолов в ней три: в настоящей во имя Рождества Богородицы, два придела - 1ый - во имя третьего обретения Честныя Главы Крестителя Господня Иоанна, 2ой - во имя святителя и чудотворца Николая. Настоящая церковь освящена в 1865 году, приделы в 1854 (17 октября - прим. авт.). 4) В пользу причта получается процентов 116 рублей 46 копеек с капитала в 3141 рубль…»


    Как известно, православные храмы изначально существовали на пожертвования своих прихожан, которые могли быть как очень богатыми, так и очень бедными людьми, но каждый считал своим долгом пожертвовать на свою церковь столько, сколько возможно. Данная ведомость приводит небольшой список прихожан, делающих денежные пожертвования на церковь:

    «Жертвовали: 714 рублей купецъ московский Никонъ Ефимовичъ Карташевъ, 142 рубля крестьянка вдовая деревни Щербининой Елизавета Гавриловна Куликова, 125 рублей вдовой Демиховской крестьянкой Карташевой, 150 рублей выручено съ продажи назначенную епархиальнымъ правлениемъ ветхаго строения бывшаго приходскаго священника Василия Алексеевича Стрельцова, 100 рублей вдовая крестьянка деревни Федоровой Евдокия Гуриевна Зайцева, 150 рублей отъ крестьянской вдовы деревни Плотавы Дмитриевой бывшей Гуриевой, 1100 рублей отъ братьевъ Николая и Никиты Брашниныхъ купцовъ проживающихъ въ Дубровке».

    Так на Вырковском погосте был выстроен каменный трехпрестольный храм, служить в котором его строителю, священнику Михаилу Сокольскому, судя по всему, уже не довелось.

    Далее: История каменного храма с окончания постройки до начала гонений на Церковь (1849-1920-е годы)
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос