Деревянные храмы

Вырковского погоста

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • Оглавление: Церковь Рождества Богородицы, что у речки Вырки
  • Деревянные храмы Вырковского погоста (XVII-XIX веков).

    Первый деревянный храм Вырковского погоста, вероятно, сгорел. Второй, отстояв приблизительно 158 лет, в начале 60-х годов ХIХ века был перевезён в деревню Дубровку, а затем, в 1889 году в деревню Кабаново, где находится и по сей день. Деревянные храмы стояли немного в стороне от того места, где сейчас находится каменная церковь, справа от неё, ближе к реке.

    Впервые Вырковский погост с первой деревянной церковью на нем был упомянут в 1628 году затем - в нескольких писцовых книгах 30-х годов XVII века; более же конкретное упоминание о Вырковской церкви, которое мы имеем возможность процитировать, содержится в дозорных книгах Патриаршего Приказа от 1680 года, где записано: «На погосте Лычеве, на речке Вырке, церковь Рождества Богородицы деревянная, у церкви во дворе попъ Михаилъ Ивановъ; церковная земля по писцовымъ книгамъ сходна и владеетъ землею попъ съ причетниками (Патр. Прик дозорн. кн. 141, л. 180)».

    В тех же книгах Патриаршего Приказа упоминается вторая деревянная церковь: «1702 года, марта въ 19 день, по благословенной грамоте, выданъ антиминсъ въ Московский уездъ, въ Куньевскую волость, въ новопостроенную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, тояжъ церкви попу Василию Иванову (Патр. Прик кн. 138, л. 216)». (Иногда возраст второго деревянного храма отсчитывается с 1709 года, и, хотя это неверно, эта дата уже давно «перекочевала» во многие официальные документы, в том числе и царского времени).

    Существует мнение, что вторая деревянная церковь была Крестовоздвиженской, но таковой она стала лишь незадолго до перевоза её в деревню Дубровку. Связано это было с тем, что по построении на новом месте каменного Богородицерождественского храма, еще какое-то время действовала деревянная церковь. Она была переосвящена как Крестовоздвиженская, чтобы, разумеется, не имелось двух стоящих бок о бок храмов с одинаковым посвящением.

    Помимо свидетельств книг Патриаршего Приказа относительно того, что вторая деревянная церковь первоначально была действительно освящена в честь Рождества Богородицы, можно привести и другие документы, интересные ещё и своим содержанием (орфография » подлинника):


    «”Геометрической специальной планъ московска-го уезду таракманова стану отхожему лугу позванию чорнаму спринадлежащими кнему сенными покосы ихлебными угодьи которои состоятъ вовладении церкви рождества богородицы что наречке вырке засвященно ицерковно служителми межевания учиненного 1768-го году сентебря 4го дня землемеромъ капитаномъ федоромъ квашненымъ самаринымъ авнутри того владения обмежеваннаго две смежные владения окружной межою поисчислению земля состоитъ дровянаго лесу и лесной мелкой поросли одна десятина двесте шесдесятъ четыре квадратные сажени сенныхъ покосовъ одна десятина дветысячи сто восемдесятъ квадратныхъ саженъ всего тридесятины сорокчетыре квадратныхъ сажени”.

    ”Ведомость, учиненная Богородской округи, радонежския десятины, церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что у речки Вырки Священникомъ Михаиломъ Никифоровымъ съ причетники; сколько въ приходе нашемъ въ 1818-м году съ Генваря 1го числа обоего пола родилось, Когда и Кемъ Крещены, и Кто притомъ восприемники были; Также Кои браком сочитались Коего месяца, и числа, и былъ ли чиненъ обыскъ: Кои умерли, Когда и где погребены - и Коликихъ летъ, также Кто именно изъ Священно- и церковнослужителей исправлялъ Какую Требу, Какъ то: молитвословие, Крещение - погребение И венчание браковъ; о томъ значитъ ниже сего:…”.

    ”Ведомость Богородской округи радонежския Десятины, Церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что у речки Вырки, Священникомъ Михаиломъ Никифоровымъ съ причтомъ учиненная обретающимся при оной Церкви въ приходе нижеявленныхъ чиновъ обоего пола людямъ, со изъявлениемъ противу коегождо имени о бытии ихъ сего 1826-го года во святую и великую Четыредесятницу и протчее Петровъ и Успенский посты у ис-f поведи и святаго причастия, и Кои исповедывались токмо, а не причащались, и за какимъ винословиемъ, и Кои не • были на исповеди, о томъ значитъ ниже сего:…”».


    Такой учёт вели во всех храмах. Он был необходим для борьбы со старообрядческим расколом и сектантством. Интересны сохранившиеся в разных документах описания второго деревянного храма на Вырке. В церковной описи 1820 года мы читаем: «Церковь деревянная едино-главная, обита тесомъ, кровля и стены выкрашены краскою, внутри вся подщекотурена» (подштукатурена, примеч. авт.). Храм был однопрестольный и имел деревянную колокольню с пятью колоколами, из них самый маленький был весом в 30 фунтов, а большой - в 123 пуда, который в 1830 году был разбит, и повешен новый, в 159 пудов.


    В документе 1846 года, озаглавленном: «Дело о постройке новой каменной церкви и колокольни у речки Вырки въ место существующей деревянной пришедшей въ ветхость», имеется «Справка по Московской Духовной Консистории», дающая исчерпывающую информацию по храму и приходу на 1844 год (орфография подлинника): «По клировой ведомости за 1844 годъ, Богородской округи о Богородицерождественской, что у речки Вырки, церкви показано:

    1. построена 1709 года ноября 3 дня тщаниемъ прихожанъ (год постройки см. выше, примеч. авт.).

    2. зданиемъ деревянная съ таковою же колокольней, крепка, а въ церкви северная сторона садится.

    3. престоловъ въ ней одинъ во Имя Рождества Пресвятыя Богородицы.

    4. утварию достаточна.

    5. причта положено по штату издавна: священникъ, диаконъ, дьячекъ и пономарь.

    6. земли при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной, и лесомъ поросшей 73 десятины 246 квадратныхъ саженъ, плана и книгъ на оную землю не имеется, еще отхожий Черный Лугъ, въ немъ сенокосной и лесомъ поросшей земли 3 десятины и 44 квадратныхъ сажени, на что имеется планъ и книга отъ Межевой Канцелярии. А владеютъ землею сами священноцерковнослужители.

    7. дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные на церковной земле построенные, на постройке коихъ отъ высшаго начальства дозволенно вырубить церковнаго лесу: священнику - 240 корней, бывшему диакону въ разное время - 450 корней, на пономарский домъ - 160 корней.

    8. содержание священноцерковнослужителей порядочно.

    9. здания принадлежащие къ сей церкви суть: сторожка деревянная съ сенями.

    Приходскихъ дворовъ 244, въ нихъ душъ муж. полу ведомства Палаты Государственныхъ имуществъ - 597, жен. - 653. Вотчины господина Рюмина душъ мужского пола - 456, жен. - 544. А всего душъ мужского пола 1053, жен. - 1197».


    Более поздний документ, относящийся уже ко времени перевоза деревянного храма в Дубровку, содержит следующее его описание: «По клировой ведомости за 1868 годъ о церкви Крестовоздвиженской, состоящей Богородскаго уезда, при деревне Дубровке показано: …зданиемъ деревянная, на каменномъ фундаменте, теплая, съ таковою же деревянною колокольнею, крепка, престолъ въ ней одинъ». Сохранившиеся фотографии, относящиеся к тому времени, когда храм уже был перевезен в Кабаново, позволяют судить о его внешнем облике; также ценную информацию дает паспорт храма как памятника архитектуры. Храм имел одну большую луковичную главу, венчавшую восьмерик на четверике. Боковые фасады - симметричны, здание бревенчатое, рубленое «в обло», обшивка выпусков бревен срубов имитирует лопатки. Внутри сам центральный храм, трапезная и притвор связаны широкими проходами трапецевидной формы.

    Утраченная колокольня также венчалась большой полукруглой главой и по форме своей почти в точности соответствовала колокольне старинного Богородицерождественского храма в деревне Рудне-Никитское Орехово-Зуевского благочиния Московской области, за теми исключениями, что в рудненской колокольне окна меньшего размера, и увенчана она не полукруглой главой, а шатром.

    За деревянной Вырковской церковью находилось кладбище, которого сейчас уже нет. Единственная могила, сохранившаяся благодаря вниманию и памяти родственников, является почти ровесницей каменного храма. Датирована она 1875 годом и находится перед тем местом, где раньше стоял деревянный храм. Это место и теперь отчетливо видно с колокольни каменного храма.

    К сожалению, имеющиеся у нас материалы из ЦИАМ и архива Вырковского храма не позволяют составить полный список священно- и церковнослужителей второй деревянной церкви на Вырковском погосте, но мы попытались максимально точно восстановить историческую хронологию событий. Указанные ниже даты установлены на основании метрических книг, исповедных росписей и ведомостей о церкви.

    Итак, в 1680 году в храме служил священник Михаил Иванов.

    В период с 1702 по 1717 год, а, вероятнее всего, указанный период был несколько шире, в храме служил священник Василий Иванов, и, в связи с традицией наследования приходов от отца к сыну, от брата к брату и от тестя к зятю, можно утверждать, что он наследовал своему брату - Михаилу Иванову.

    При этом надо ввести следующее необходимое пояснение: до второй половины XIX века в среде крестьянства и духовенства были распространены не фамилии, а патронимы - своеобразный гибрид отчества и фамилии. То есть, в данном случае Василий Иванов - это то же, что, по-современному, Василий Иванович, и Михаил Иванов - соответственно, Михаил Иванович, отсюда и вывод, что они, скорее всего, братья.

    В 1717 году в состав причта входит сын о. Василия - священник Владимир, служащий вместе с отцом. Кроме них в причте за этот год числились дьячек Федот Андреев и пономарь Семен Андреев - также не исключено, что братья.

    В 1746 году в храме служил дьячек Гавриил Вельяминов, чей сын, московский священник Петр Гаврилов Сорокосвятский (фамилия была взята по месту прихода), был замучен французами в 1812 году По этому поводу в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА) хранится следующий уникальный документ - «ВЫПИСКА, СОСТАВЛЕННАЯ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ, ИЗ ПРОИЗВОДЯЩЕГОСЯ ПО УКАЗУ СВЯТЕЙШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СИНОДА ОТ 20 МАЯ 1836 ГОДА ЗА № 6298 ДЕЛА, О ПРОИЗШЕСТВИЯХ 1812 ГОДА И ПОДВИГАХ ДУХОВЕНСТВА», в котором сказано:

    «…Московские священно-церковнослужители по большей части или заблаговременно, или уже по вступлении неприятеля въ столицу выехали изъ оной, но оставшиеся, укрываясь съ семействами на пожарищахъ приходовъ своихъ, инде до последнего дома выгоревшихъ, не были холодными зрителями грабительства и поругания Святыни неприятелемъ. С опасностию жизни сохраняли и защищали церковное имущество, обличали враговъ въ их поступкахъ, некоторые запечатлели усердие свое къ делу Божию кровию, а другие вкусили смерть отъ меча неприятеля… Примечательные частные случаи и подвиги: … з) Сороко-Святский у Новоспасского монастыря священникъ Петръ Гавриловъ, охранявший церковь и сокрытое въ ней имущество, убитъ неприятелями близъ самой церкви».

    Погребен он был у собора Московского Новоспасского монастыря, и на надгробном камне его было написано следующее:


    «Здесь скромно погребенъ служитель алтаря,

    Герой, вкусивший смерть за веру и царя,

    При заревахъ Москвы, вселенну изумившихъ

    И кары грозные на злобу ополчившихъ,

    При храме Божиемъ онъ палъ, пронзенъ врагомъ,

    Живъ о Господе въ бессмертии святомъ.


    Здесь погребенъ Сорокосвятский, что у Новоспасского монастыря, церкви, рабъ Божий, священноиерей Петръ Гавриловъ, которого тело было предано земле черезъ 3 месяца и 3 дня по кончине 1812 года. Жития его было 66 летъ».

    В 1768-1781 годах на Вырке служил священник Александр Антипов.

    В 1801-1807 годах - священник Феодор Никифоров. Его сменил священник Михаил Никифоров, вероятнее всего, его родной брат, который позднее, в 1834 году, принял фамилию Сокольский. Он служил в 1808-1848 годах.

    При священнике Феодоре Никифорове, в 1803 году начал служить диакон Стефан Стефанов, который в последний раз упоминается в метриках 1835 года.

    В документах 1803-1804 годов упоминаются дьячок Терентий Васильев и пономарь Козьма Григорьев.

    В ведомости именной 1812 года упоминается дьячок Логин Терентьев 1798 г.р., сын покойного Терентия Васильева. В такой же ведомости дьячок Логин упоминается ещё в 1819 году


    Приведем выписку из ведомости именной 1812 года (орфография подлинника): «Духовные и ихъ домашние.

    Священникъ Михаилъ Никифоровъ 26 летъ, жена ево Анастасия Николаева 19 летъ, сынъ ихъ Алексей 2 летъ.

    Диаконъ Стефанъ Стефановъ 32 летъ, жена ево Евдокея Терентиева 24 летъ, дети ихъ Мария 9 летъ, Евдокея 6 летъ, Петръ 4 летъ, Екатерина 2 летъ.

    Дьячекъ Логинъ Терентиевъ 14 летъ, мать ево вдовствующая дьячиха Мария Иванова 40 летъ, дети Ее Параскева 19 летъ, Николай 12 летъ, Платонъ 10 летъ, Тимофей 8 летъ, Иванъ 6 летъ, Евдокея 2 летъ.

    Пономарь Герасимъ Петровъ 39 летъ, жена ево Параскева Никитина 33 летъ, дети ихъ Надежда 15 летъ, Николай 14 летъ, Феодоръ 5 летъ, Агафия 1 годъ».


    В 1827-1835 годах в метриках ЦИАМ упоминаются дьячки - Михаил Никифоров (не будем путать его со священником) и Михаил Капитонов (впоследствии принявший фамилию Никольский) и пономари - уже известный нам Герасим Петров и Николай Григорьев (вероятно, позднее он принял фамилию Варинцов, под которой упоминается в той же должности в 1846 году в прошении о постройке каменного храма).

    В метрической книге имеется запись за 1835 год, которая не только дает нам состав вырковского причта, но и показывает образец крестильных формулировок того времени:

    «У кого кто родился: 1835 года марта седьмаго числа в деревне Федорове у крестьянина Феодора Иванова и законной жены его Акилины Никифоровой родился сынъ Никифоръ. Число крещения: 10 марта. Кто были восприемники: той же деревни крестьяне Сергий Максимовъ Крестновъ и Тихона Филиппова жена Мавра Иванова. Молитвовалъ, имя нарекъ и крещение совершилъ Священникъ Михаилъ Никифоровъ Сокольский. При крещении были: Диаконъ Стефанъ Стефановъ, дьячекъ Михаилъ Капитоновъ, пономарь Николай Григорьевъ». Как видим, раньше имя детям давали вовсе не родители, а священник - обычно сообразно именам святых, в день памяти которых и совершалось крещение. Сверив вышеприведенную запись со святцами, увидим, что 10 марта старого стиля празднуется память мученика Никифора Коринфского, пострадавшего в 258 году

    После Стефана Стефанова, никак не ранее 1835 года, начал служить диакон Петр Григорьев, прослуживший до 1864 года и принявший впоследствии фамилию Малинин.

    Также в деревянном храме после Михаила Сокольского в 1849-1850 годах начал служить священник Василий Стрельцов. При нем, в связи с построением на Вырке каменного трехпрестольного храма, деревянный храм в начале 1860-х годов продали в деревню Дубровку за 800 рублей серебром. Консисторский указ гласит:

    «Въ 1860 году 6 сентября, вследствие прошения Надворнаго Советника Константина Ильина по определению Епархиальнаго начальства, разрешено образовать особый приходъ въ Богородскомъ уезде, изъ деревень Зуевой и Дубровки, по причине отдаленности ихъ (9 и 12 верстъ) отъ приходской Богородицерождественской у речки Вырки церкви и неудобства сообщения, и въ означенной деревне Дубровке устроить новую каменную церковь, но поелику сумма, потребная для построения каменной.

    Тот факт, что у родных братьев могли оказаться разные фамилии, не должен никого смущать, поскольку в период широкого распространения фамилий среди крестьянства и низшего духовенства во второй половине XIX века это было обычным явлением, которое иногда случалось по небрежности, иногда по ошибке, а иногда и намеренно, чтобы внести разнообразие. К примеру, после всероссийской переписи 1897 г. рекомендовалось менять наиболее распространенные в народонаселении фамилии. Однако у некоторых крестьян оказалось даже по две фамилии, и в церковных и государственных бумагах они фигурировали либо под обеими фамилиями попеременно, либо одна была обиходной, приходской, а вторая употреблялась в светских бумагах церкви, не могла быть собрана въ скоромъ времени, то въ то же время, до устройства каменной церкви, дозволено приобрести покупкой и перенести на избранное место для новой церкви существующую при Богородицерождественской у речки Вырки церкви, особым зданиемъ Крестовоздвиженскую деревянную церковь».

    Далее: Чертеж дубровских храмов
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос