Основная задача судоводителя

Дата публикации или обновления 08.03.2024

Одна из основных задач судоводителя — провести судно из одного пункта в другой наивыгоднейшим путем, т. е. в кратчайший срок, безопасно для людей, груза и самого судна. Аварии судов нередко происходят из-за ошибок, допущенных судоводителями вследствие недостаточного знания навигационной обстановки в районе плавания, неверной ориентации судна относительно грозящих ему опасностей, несвоевременного учета опасных внешних гидрометеорологических факторов и т. п. Поэтому при подготовке и осуществлении перехода судоводителю необходимо иметь отчетливое представление о взаимном расположении пунктов отхода и прихода, о навигационных и гидрографических условиях плавания в районах, через которые проходит маршрут выбранного пути, об опасностях, которые могут встретиться на пути судна, и средствах их ограждения.

Необходимо знать также гидрометеорологическую обстановку на трассе на тот период времени, в течение которого будет проходить плавание, ознакомиться с господствующими в данном районе ветрами, течениями, приливо- отливными явлениями, с установленными на основании многолетних наблюдений рекомендованными курсами; внимательно изучить и критически оценить характерные особенности всего пути, его отдельных участков, фарватеров, якорных стоянок, возможных пунктов для отстоя судна на время исключительно тяжелых условий плавания и т. д.

Таким образом, для правильного выбора пути судна и проводки его по этому пути необходимо знать основные элементы морской обстановки, т. е. навигационно-гидрографические и гидрометеорологические условия, в которых будет проходить плавание судна, а также вероятные изменения этих условий за период плавания.

Никакие морские перевозки Турция Новороссийск были бы невозможны без профессиональной компетентности в вопросах морской навигации, гидрометеорологии, технических средств судовождения и ряда других смежных дисциплин судовождения, методы которых в своем комплексе позволяют осуществить правильный анализ в отношении трассы предстоящего перехода и выбор оптимального пути. В этом плане морская лоция предстает как дисциплина, базирующаяся на комплексе всех других судоводительских дисциплин: она описывает такие руководства и пособия, дает указания о содержании материала и его расположении в них, устанавливает порядок выбора необходимой информации» освещает отдельные вопросы по созданию таких пособий, а также рекомендует методику выбора пути судна в том или ином конкретном случае.

Судоводитель изучает районы, в которых предполагается плавание, используя специальные навигационные пособия, издаваемые в виде карт, книг, атласов, таблиц и т. п. Морские карты, навигационные руководства и пособия для плавания, подробно описывая районы Мирового океана, являются важнейшим средством обеспечения безопасности мореплавания.

Информация, содержащаяся в них, основывается на обобщенном многовековом опыте судовождения, на результатах многочисленных научных экспедиций, экспериментальных работ и специальных теоретических разработок.

Такая информация призвана вооружить судоводителя сведениями о безопасных для плавания путях, границах районов, безопасных для маневрирования судов, о погоде, об особенностях прилегающих к морю территорий с их важнейшими населенными пунктами и т. п.

Предварительный выбор пути с помощью информации, взятой с морских карт и из навигационных руководств и пособий, имеет значение не только для обеспечения точности и безопасности движения судна. Выбранный заранее путь дает возможность произвести целый ряд предварительных эксплуатационных расчетов, необходимых как для транспортных, так и для промысловых целей.

Методы и приемы получения материалов для составления морских карт, навигационных руководств и пособий разрабатывает морская гидрография — один из оснозных разделов океанографии, включающий изучение Мирового океана в интересах мореплавания и использования природных ресурсов.

Для точной и безопасной проводки судна по заранее намеченному пути методика современного судовождения предусматривает прежде всего установление трассы предстоящего перехода, затем управление судном по выбранному пути и учет его фактического перемещения и, наконец, контроль правильности и безопасности продвижения судна. Такой единый процесс, обеспечивающий безопасность плавания и управление судном для достижения намеченных целей, называют судовождением. Основой комплексной науки судовождения является морская навигация — наука о вождении судна в море намеченным маршрутом с учетом влияния внешней среды на направление и скорость движения судна; морская лоция открывает эту комплексную науку.

Изучение районов предстоящего плавания с целью выбора наивыгоднейшего пути, а также производство расчетов, связанных с решением различных задач судовождения как во время подготовки к плаванию, так и в период самого плавания, осуществляется с помощью морских карт, навигационных руководств и пособий для плавания. Такие источники навигационной информации используются при решении всех задач судовождения, начиная с выбора пути и кончая составлением, обобщением и анализом отчетной документации.

Морская лоция как научная дисциплина существует сравнительно недавно, если иметь в виду историю мореплавания вообще.

При всем этом именно морская лоция по праву может считаться родоначальницей современного судовождения.

С самого зарождения мореплавание преследовало основную цель — безопасно провести судно из одного пункта в другой. Более того, на первых этапах существования такая задача для мореплавания являлась практически единственной и решалась она лоцманским методом, основанным на личном опыте и искусстве лоцмана. Морской проводник — лоцман, не имея каких-либо средств для наблюдений и измерений, кроме шеста или весла в качестве измерителя глубин, использовал для ориентировки приметные береговые объекты и небесные светила, основываясь на личном опыте, полученном в результате многократных плаваний в одном и том же районе, либо на устных рассказах других моряков.

По мере освоения новых районов мореплавание расширяло круг проблем, а их решение усложнялось. Следующей после безопасности плавания задачей судовождения явилась потребность провести судно из одного пункта в другой наиболее выгодным путем, что сразу же вызвало необходимость предварительного выбора пути судна и, разумеется, обеспечения его продвижения по заранее избранному маршруту. Такие повышенные требования не могли обеспечить даже наиболее искусные лоцманы — возникла необходимость создания соответствующих средств судовождения.

Первыми такими средствами явились карты и лоции, обобщавшие и закреплявшие мировой опыт мореплавания, а также оборудование установившихся морских путей — приметные с моря ориентиры, облегчавшие ориентировку моряков во время плавания вблизи берегов. Далее появились мореходные инструменты и приборы, позволившие вести счисление пути морского судна и определение его места в открытом море. Судовождение вступило на путь своего научного развития, и его первой дисциплиной была морская лоция.

Лоцманское искусство, основанное на личном опыте одного человека, превратилось в науку — морскую лоцию, имеющую свой метод и теорию и вооруженную средствами для практического решения стоящих перед ней многочисленных и разнообразных задач.

Итак, предметом морской лоции является установление оптимального и безопасного пути морского судна в предстоящем плавании.

Являясь одной из дисциплин комплексной науки судовождения, морская лоция учит методам использования морских карт, навигационных руководств и пособий для изучения района плавания и навигационного обеспечения методов судовождения в целом. Кроме того, морская лоция дает указания о способе поддержания материала таких карт, руководств и пособий на современном уровне, содержит рекомендации по методике сбора сведений для их обновления, пополнения, корректировки.

С использованием: Ермолаев Г.Г. Морская лоция: Учебник для вузов морского транспорта. Москва. Транспорт, 1982 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос