Клубок футбольных загадок

Дата публикации или обновления 19.11.2021

В потоке комментариев я прогнозов, захлестнувших спортивную прессу накануне чемпионата мира, два высказывания невольно задерживают на себе внимание. В одном из интервью известный бразильский нападающий Гарринча заявил, что для чемпиона мира Англия не представляет серьезной угрозы. И он объяснил, почему: англичане, по мнению Гарринчи, играют упрощенно и примитивно, без вдохновения и импровизации.

В свою очередь менеджер сборной Англии Рамсей не считает Бразилию опасным конкурентом для своей команды. Если же прислушаться к «нейтральным» комментариям, к высказываниям авторитетных специалистов из разных стран, то именно Бразилия и Англия фигурируют в качестве главных претендентов на мировую футбольную корону.

В этом сопоставление мнений взаимно пренебрежительное отношение англичан и бразильцев друг к другу, на первый взгляд, кажется не совсем понятным. Может быть, здесь допустима аналогии с крикливой перепалкой Листона и Клея, Клея и Паттерсона перед матчами на звание абсолютного чемпиона мира по боксу? Едва ли. Очевидно, дело обстоит более серьезно.

Скорее всего речь идет о футбольных воззрениях и принципах. Обе стороны — Англия и Бразилия — представляют как бы два полюса в трактовке футбола, во взглядах, на пути его развития. И каждая сторона настолько убеждена в превосходстве своего направления, что доказательство этого превосходства считает не самой трудной своей задачей. Но, по-видимому, желаемое здесь выдается за действительное.

Однако дело не столько в том, чем закончится непосредственное столкновение Англии и Бразилии. В общем, это частный вопрос. Серьезные обозреватели хотят знать не только имя будущего чемпиона, но и результат предстоящей борьбы футбольных направлений.

Их интересует не только то, кто займет футбольный трон, но и как это сделать, что для этого нужно. Эти вопросы тесно переплетены в клубке загадок, который чемпионат должен распутать.

В частности, много спорят о том, что, в конечном счете, окажется важнее — мягкая, тонкая, насыщенная яркими красками импровизаций позиционная игра, наиболее интересными представителями которой являются бразильцы, или строгий, рациональный, простой (но, конечно, не упрощенный, как ошибочно полагает Гарринча), футбол, глашатаями которого выступают англичане.

Первое из этих направлений можно условно назвать латиноамериканским, а второе — европейским. Но только условно. Ибо в Латинской Америке есть проводники европейских идей (скажем, Чили), а и Европе некоторым странам {Италия, Испания, Португалия) довольно близок латиноамериканский дух.

Все отдают себе отчет в том, что борьба на чемпионате будет как никогда сложной, бескомпромиссной и суровой. Многие специалисты полагают, что обязательным условием успеха будет моральная и физическая готовность к неудобствам жестких столкновений, высокому темпу и напряженности каждой схватки. В этом отношении предпочтение отдается Англии в ряду других европейских команд. У них солидные запасы энергии, настойчивости, умении вести интенсивную борьбу при достаточно высоком уровне мастерства. Хватит ли у бразильцев искусства и артистичности. чтобы противостоять этому? В нестройном хоре догадок слышатся и отрицательные ответы на этот вопрос.

Спрашивается, а как же бразильцы побеждали раньше? Ведь два последних чемпионата мира тоже отличались острой борьбой. Да. но все же не такое насыщенной и драматичной, какая ожидается теперь. Кроме того если говорить о шведском турнире 1958 г., то у бразильцев была действительно блестящая команда, неповторимо сильная и оригинальная. К тому же она сразила соперников аффектом неожиданности, применив совершенно новую и исключительно плодотворную систему игры, к восприятию которой никто не был готов. Что касается чилийских событий 1962 года, то надо прямо сказать, что ослабленная и постаревшая бразильская команда не встретила среди европейцев по-настоящему сильных оппонентов.

Теперь такие оппоненты, очевидно, найдутся, и бразильцы это знают, должны знать. А раз знают, значит, готовятся к возросшей силе сопротивления. И все-таки вопрос о том, как они приспособятся к тяжелым боям, что противопоставят твердости и мощи европейских команд, до чемпионата остается открытым. Может быть, чемпионы мира сами воспользуются оружием европейцев и вдруг обнаружат счастливое сочетание артистичности и твердости?

Во всяком случае, наилучшие шансы на успех получит та команда; которая найдет, хотя бы в приближенном виде, синтез этих качеств. Говорят, что такой командой может оказаться итальянская.

Но, судя об последним играм, сборная Италии как бы раздвоена, В защите она по-европейски рассудочна, тверда, решительна, а в нападении при всем богатстве игровой фантазии кажется чересчур мягкой, даже «нежной».

Итальянские форварды недостаточно атлетичны, они явно уклоняются от силовой борьбы, не любят иметь дело с назойливыми опекунами, последовательным .прессингом. Лучший защитник Европы, игрок итальянской сборной Факетти тан отозвался о своих коллегах-нападающих: «они не футболисты, а балерины».

Чемпионат мира — событие настолько грандиозное, что оказывает длительное воздействий на судьбы всего мирового футбола, открывая шлюзы для проникновения новых идей. Что же может привести очередной форум лучших команд?

В кругах специалистов сейчас поговаривают о рождении нового футбола.

Когда-то нападающие имели громадный численный перевес в атаке. Сейчас наступила эра защиты. Ей уделяется максимум внимания, ее густо насыщают людьми. Ставка в предстоящем чемпионате слишком велика, чтобы; предположить легкомысленный отказ от осторожности и бдительности, от лишней страховки ворот. С другой стороны, ясно, что команде, которая сосредоточит все усилия на охране тыла и будет уповать на случайный гол в случайной контратаке, нечего рассчитывать не успех.

Бразильский стратег Феола видит выход в попеременном насыщении защиты и нападения. Он мечтает о том, чтобы обеспечить постоянство обороны и атаки всемером. Он мечтает о такой маневренности игроков и целых звеньев, которая позволит оперативно переходить от обороны к атаке и наоборот.

Феола явно заинтересован в этом, чувствуя относительную слабость своей защиты, которая нуждается а укреплении. Высокое индивидуальное искусство бразильцев позволяет им успешно атаковать и небольшими силами. Но в матчах чемпионате их будут опекать особенно плотно и настойчиво. Прежде всего, его относится, конечно, к Пеле. Феола это предвидит. Он объявил, что в тактическом портфеле его команды будет несколько вариантов тактики на разные случаи жизни.

Некоторые эксперты сомневаются, хватит ли у бразильцев выносливости для осуществления плана «семь в нападении, семь в защите». Да, выносливость (и уточним, скоростная выносливость) — необходимое условие нового, сверхманевренного футбола.

Не существует и другое обязательное условие. Это универсализм игроков, их способность выполнять различные функции в ходе встречи. У бразильцев есть Пеле — лучший образец универсального, разностороннего игрока трудно придумать. Черты универсализма уже сейчас заметны в игре всей бразильской команды. Например, глубокие отходы назад крайних нападающих для помощи защитникам. Но при резкой смене ситуации форварды все же еще не успевают быстро включитьсн в атаку. Это заметно, в частности, по поведению левого крайнего Парана.

Одним словом, идеи нового, «мобильно-универсального» футбола, витают в воздухе. Но найдут ли они применение уже в июльских поединках на родине футбола, сказать трудно.

Александр Соснин. «Футбол 1966». Справочник-календарь. Пресс-бюро Центрального стадиона имени В. И. Ленина. Москва. 1966.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос