Структура программы для ПЭВМ

Дата публикации или обновления 10.03.2023

Программа реализует алгоритм решения задачи, она объединяет последовательность действий, выполняемых над определенными данными с помощью определенных операций для реализации определенной цели. Основные характеристики программы: точность полученного результата, время выполнения и обьем требуемой памяти. О соответствии этих показателей решаемой задаче и возможностям ПЭВМ должен позаботиться сам программист. В большинстве случаев определяющим требованием является точность. Ограничения по обьему памяти и времени выполнения носят менее жесткий характер.

Хорошо написанная программа должна соответствовать принципам структурного программирования. Целью структурного программирования является попытка упростить написание ясных по структуре программ и снизить количество логических ошибок.

Правовое сопровождение IT-проектов, в частности, регистрация программного обеспечения в реестре российского по, необходимо при построении успешной бизнес-модели, привлечения внешнего финансирования и подготовке стратегически важных сделок.

Приведем шесть основных принципов структурного программирования, которые полезно помнить каждому программисту при написании программ на языке ПАСКАЛЬ.

  • 1. "Никаких трюков и заумного программирования". Никогда не используйте сложных методов там, где можно обойтись простыми.
  • 2. "Как можно меньше переходов". Без крайней необходимости не используйте оператор перехода goto.
  • 3. "Выбор с использованием if - then - else - case". Для исключения переходов извне внутрь рассматриваемой структуры.
  • 4. "Простота циклов". Ход выполнения программы считается более ясным, если цикл задается в явном виде, т. е. с помощью операторов while и repeat; организация циклов с помощью goto не отвечает требованиям структурного программирования.
  • 5. "Сегментация". Большие программы следует разбивать на логически завершенные сегменты (процедуры и функции).
  • 6. "Содержательные обозначения". Имена констант, переменных, процедур, функций должны нести смысловую нагрузку, т. е. по возможности отражать свое назначение.

Программа на языке ПАСКАЛЬ состоит из строк. Максимальная длина строки не должна превышать 127 символов. Если в строке более 127 символов, то все лишние символы компилятором игнорируются. Набор текста программы осуществляется с помощью встроенного редактора текстов системы программирования ПАСКАЛЬ или любого другого редактора. В первом случае программа может после выхода из редактора (нажатием клавиш УПР - К - D) компилироваться и выполняться; во втором случае программа должна быть записана в файл на диск и вызываться для компиляции и выполнения из среды системы ПАСКАЛЬ.

Программист, набирая текст программы, имеет право произвольно располагать строки на экране. Строка может начинаться с любой колонки, т. е. величина отступа от левой границы экрана для каждой строки устанавливается самим программистом с целью получить наиболее читабельный, по его мнению, текст программы. Количество операторов в строке произвольно.

Существует много схем написания программ на ПАСКАЛе, все они отличаются количеством отступов слева в каждой строке и различным использованием прописных букв. Единого мнения по этому вопросу нет. Схема, которой пользовались авторы при записи примеров программ, имеет следующие черты: зарезервированные слова Program, Procedure, Function в любом случае начинаются с прописной буквы; имена констант, переменных, процедур, функций начинаются с прописных букв; операторы записываются только строчными буквами; логически подчиненные структуры записываются на одну строку ниже и на одну позицию правее по отношению к более старшим. Такая схема, возможно, не является лучшей, но вполне оправдала себя в практической работе.

Размер программы имеет предел. Редактор текстов и компилятор позволяют обрабатывать программы объемом до 64 К байт. Если программа требует большего количества памяти, следует воспользоваться средствами включения файлов или оверлейным методом построения программ.

Синтаксически программа состоит из необязательного заголовка и блока. Блок может содержать в себе другие блоки. Блок состоит из двух частей: описательной и исполнительной. Первая часть может отсутствовать, без второй блок не имеет смысла. Блок, который не входит ни в какой другой блок, называется глобальным. Если в глобальном блоке находятся другие блоки, они называются локальными. Глобальный блок - это основная программа, он должен присутствовать в любом случае. Локальные блоки - это процедуры и функции, их присутствие необязательно.

Объекты программы (типы, переменные, константы и т. д.) соответственно называются глобальными и локальными. Область действия объектов - блок, где они описаны, и все вложенные в него блоки. Существуют разные мнения об использовании глобальных и локальных объектов. Авторы данного пособия присоединяются к тем, кто считает, что использование глобальных переменных следует свести к минимуму, так как это чаще всего приводит к уменьшению количества ошибок в программе.

Блочная структура обеспечивает структуризацию программ на уровне исходных текстов. В идеальном случае программа на языке ПАСКАЛЬ состоит из процедур и функций, которые вызываются для выполнения из раздела операторов основной программы.

В начале программы находится эаголовок, состоящий в общем случае из зарезервированного слова Program, имени программы и параметров, с помощью которых программа взаимодействует с операционной системой. Заголовок программы несет чисто смысловую нагрузку и может отсутствовать, однако рекомендуется всегда его записывать для быстрого распознавания нужной программы среди листингов других программ:

  • Program Zarplata;
  • Program SpisokGrupp;
  • Program VedomostlS;

Параметрами программы обычно являются стандартные идентификаторы стандартных файлов ввода-вывода Input и Output. Так как они всегда подразумеваются системой по умолчанию, их можно не записывать. Например, заголовки программ Program PacStat (Input, Output); и Program PacStat; эквивалентны.

После заголовка следует программный блок, состоящий в общем случае из 6 разделов: описания меток, описания констант, определения типов данных, описания переменных, описания процедур и функций, операторов.

Любой раздел, кроме раздела операторов, может отсутствовать.

Разделы описаний могут встречаться в программе любое количество раз и следовать в любом порядке. Главное, чтобы все описания объектов программы были сделаны до того, как они будут использованы.

Вальвачев А. Н. Крисевич В. С. Программирование на языке ПАСКАЛЬ для персональных ЭВМ ЕС: Справочное пособие. - Мн.: Выш. шк., 1989.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос