Обувь как составная часть костюма

Дата публикации или обновления 26.02.2024

Знакомство с историей костюма ставит перед нами следующие вопросы: Что влияло на смены костюма? Была ли одежда всегда связана с обувью и аксессуарами? Какие формы связи существовали?

Изображения первых костюмов мы встречаем на древних сосудах, керамике, статуэтках или украшениях, найденных при археологических раскопках-

Энгельс пишет о первобытном человеке, «что переход его... от равномерно жаркого климата первоначальной родины в более холодные страны, где год делится на зиму и лето, создал новые потребности, потребности в жилище и одежде для защиты от холо-да и сырости, создал, таким образом, новые отрасли труда и вместе с тем новые виды деятельности, которые все более отдаляли человека от животного».

Первым сырьем для одежд служили растительные волокна, шкуры, обработанная кора, высушенные травы. Части тела, которые ранее акцентрировались татуировкой и украшались, явились впоследствии конструктивными поясами, на которых держалась одежда. Украшения становились элементами одежды и обуви, так, например, нагрудные украшения перешли в вышивки, аппликации и воротник; плечевые вышивки возникали из застежек; из браслетов — нарукавники и манжеты. Одним из самых древних элементов одежды является пояс, к которому прикреплялось оружие и необходимые в походе предметы. Впоследствии на этой основе возникает карман. Шкуры, листья, ткань, натянутая на пояс, создают первую юбку.

У северных охотничьих народов возникают первые штаны-чулки. У всех народов и национальностей в развитии костюма было много общего, но каждый народ по своему выражал понимание красоты. Так, индейские племена избрали объектом особого эстетического внимания голову (деформировали различные части головы — лоб, нос, уши); кавказские племена предельно стягивали талию, а индусы украшали ступни ног и кисти рук браслетами и т. д.

Андриевская подчеркивает, что первобытная одежда служила главным образом, украшением: «Есть народы, которые совсем не носили одежды, но не было народов, которые бы не украшал своего тела».

Первые в мире татуировки имели несколько смысловых значений: одни выражали мужество зрелого мужчины, другие — желание вызвать страх у окружающих.

Последние родили искусство грима, посредством которого вы тались изменить психологию лица. Чем тоньше и сложнее был рисунок, тем легче было придать лицу выражение смелости и мужественности. Обычно эти качества приписывались только вождям. Отсюда ведут свое начало социальные признаки костюма, которы затем воплощаются в общественную функцию костюма.

Общественная функция костюма, т. е. выражение при помощи костюма социального, служебного, общественного положения человека берет свое начало от «магической» функции, возникшей еще на ранних ступенях человеческого общества. Эта функция была основана на представлении о защитной связи между пс вами человека и условиями его жизни. Костюм должен был защитить человека не только от холода, бурь, дождя, но и от сил природы, происхождение которых человек еще не понял. Зачастую прихотливый костюм олицетворял стремление человека к победе над этими силами.

Общественная функция в классовом обществе отражала имущественпое положение, подчеркивала принадлежность к топ или иной социальной группе. (В Риме только сенаторы могли носить пурпурную полосу в одежде и пурпурные башмаки, в готике длинный шлейф полагалось носить только высокопоставленным дамам в 19 в. купечеству запрещалось носить кринолин).

Возрастная функция костюма проявлялась во всех исторических эпохах, независимо от социального положения. Костюм девушки отличался светлыми тонами, отсутствием украшений, открытыми волосами, иемпогослонностью. Костюм женщины средних лет — более нарядный, активный по форме, более сочный по цвету, многослойный. Костюм пожилой женщины — обычно в сдержанных цветах, с мягкими линиями силуэта.

Взгляд на возникновение и причины развития форм костюма менялся довольно часто, и по этому поводу, как видим, существуют разные мнения. Но главным является то, что костюм всегда имел назначение и выполнял определенную функцию. Он либо подчеркивал психологическое состояние человека, либо имел религиозно-обрядовые символы, либо обладал возрастной характеристикой и т. д.

Таким образом, костюм имел всегда общественную или психологическую, возрастную или утилитарную, ритуальную или эротическую функции. Иногда костюм мог одновременно выполнят несколько функций. Вот почему Т.Арманд пишет, что «...если бы исчезло все и остался только женский костюм, то по нему можно было восстановить до известиой степени эстетическую культуту прошедших эпох».

Изучение истории костюма имеет огромное значение с точки зрения познания той или иной эпохи, поскольку костюм тесно был связан с образом человека. Понятие «костюм» включает в себя не только детали костюма, надетые на человека, но и манеру его поведения. Все это создает его образ.

Таким образом, можно дать следующее определение костюму: костюм — свойственная различным историческим эпохам, различным странам и сословиям одежда со всеми особенностями покроя, цвета и рода материи, обувью, аксессуарами, с прической, манерой носить бороду, усы, способом раскрашивать или татуировать тело и т. д.

Параллельно с созреванием общественных символов в костюме развивались конструктивные и утилитарные его основы. Трудящийся человек стремился приспособить одежду и обувь прежде всего для удобства передвижения, защиты от холода или создать в них элементы, необходимые в его повседневной деятельности. В костюме городском, официальном преобладала общественная функция, в костюме трудового человека преобладала утилитарная функция.

По мере совершенствования способов ремесленной обработки кож и шитья стали применять новые материалы, усложнялась конструкция. Вместе с этим, появляется возможность создавать совершенно новые формы в одежде и обуви. Так, например, в средние века с изменением способа изготовления одежды и обуви возник новый конструктивный принцип формообразования костюма — вытачка, что дало возможность создавать облегающие силуэты. В обуви к этому времени впервые появляются сильно облегающие ногу кожаные и суконные чулки, изготовляемые по индивидуально снятым меркам. Благодаря сложному криволинейному крою заготовки, создается возможность получить вытянутые и остроконечные формы обуви, иллюзорно суживающие естественную форму стопы.

Сегодня adidas yeezy boost купить можно легко и просто, было бы желание, ранее желания носить удобную и практичную обувь было недостаточно. Нужно было или жить в определенную эпоху, или же принадлежать к определенному сословию.

Новые методы обработки материалов, новые способы изготовления рождали новую конструкцию и принципы решения костюма по форме, цвету и украшениям. Наряду с этим, единый способ производства в одежде и обуви вырабатывал идентичные типы конструкций и форм.

Все многообразие исторических типов конструкций, зависящих от способа производства в одежде и обуви, условно можно свести к трем разновидностям. Причем те из них, которые были связаны с естественным строением тела или стопы и выполняли защитную функцию, сохранились до сих пор.

Существовало три основных типа одежд, зависящих от способа их производства:

  • 1. Нешитая (некроеная), изготовленная из одного куска, обернутая или перекинутая вокруг тела и завязанная, сколотая булавкой или придерживаемая поясом. Этот тип одежд характерен для Рима и Греции. Драпированные одежды требовали большого умения и мастерства обращения с ними.
  • 2. Шитая одежда (рубашечный тип) возникла у северных из родов и варварских племен. Одежду изготавливали из ткани, кожи или шкуры с отверстиями для головы и рук, позже с приншитыми рукавами. Восточные народы такую одежду шили из легких тканей. Рубашечный тип одежды — туника существует до настоящего времени у многих народов, например эскимосов, народов Средней Азии. Впоследствии этот рубашечный тип послужил основой конструкции платья (в Европе) с вытачками.
  • 3. Комбинированный тип (подкроенный) одежды состоит иа куска материи по форме прямоугольника с округленными краями и отверстием для головы и в середине. Пелериновую одежду носят индейцы в Южной Америке и Мексике. От нее ведет свое начало пелерина, а также одежда древних ассировавилонцев и некоторых народов Востока (халаты кимоно).

У обуви мы видим те же типы:

  • 1. Шитая (северные районы).
  • 2. Подкроенная и прикрепленная к ноге различными мягкими перевязями (горные районы, средняя полоса России, Латинская Америка).
  • 3. Нешитая, плетеная (южные области — из тростника, лыка, кожи), цельноформованная.

Конструкция обуви зависела от степени цивилизации народа, климатических условий, способа производства материалов и умения обрабатывать их. До сегодняшнего дня в обуви сохранились основные конструктивные типы, берущие начало в глубокой древности.

Такими конструктивными типами являются:

  • 1. Полусапожки и сапоги, ботинки и полуботинки. Получают распространение у скифов (3—5 в. до н. э.). Позднее они встречаются в Византий. В средневековье сапоги имели вид мягких кожаных или суконных чулок. Они натягивались на ногу до щиколоток или до бедра.
  • 2. Туфли возникли в древнем Риме как элемент женского костюма. Впоследствии они получили развитие в Средневековье и особенно в 17 в. Прообразом туфель в русской народной обуви лужат поршни, постолы и др., в латиноамериканской — мокасины. Самые различные формы, напоминающие туфлю, мы встречаем в народной современной и исторической обуви.
  • 3. Сандалии возникли в Древнем Египте. Первоначально их плели из тростиника. Этот тип обуви получил особое развитие в Греции и Риме. Особенностью конструкции сандалии является возможность наилучшей пригонки ее к ноге, что создает устойчивость и удобство в передвижении. Сандалии были самых разнообразных рисунков плетений. Римские сандалии заплетались на голени, таким образом укрепляя голеностопную часть, что было необходимо при военных походах.

К третьей группе обуви следует отнести цельноформованную обувь типа голландских «сабо», поскольку их невозможно причислить ни к первому, ни ко второму типу конструкций. Их выдалбливали из цельного куска дерева, как например, в Северо-Европейских странах, или использовали комбинированный метод «котурна», как в Японии и Китае. Сопоставляя приведенные типы одежд и обуви, можно объединить их в одну схему.

Таким образом, мы установили, что элементы костюма всегда находятся в функциональной зависимости по назначению, при этом тип конструкции обусловлен способом производства. Последняя зависимость выражается в аналогичности конструктивных типов одежды и обуви. Конструктивные возможности способствуют рождению различных форм. Последние вызывают необходимые средства композиции.

С использованием: Т.В.Козлова. «Обувь и костюм». Череповецкая типография. 1967 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос