Мотивы людей при вступлении в брак

Дата публикации или обновления 08.12.2023

В настоящее время любовь и духовная близость людей являются основным и решающим мотивом при вступлении в брак. Это нашло отражение и в самих взглядах на брак. Так, исследования социологов, направленные на выяснение отношения людей к браку и на определение их ценностных ориентаций в области брачных отношений, показывают, что молодеяжь, как семейная, так и несемейная, в браке обычно выдвигает на первое место интеллектуальные, на второе — моральные, затем — физиологические и на четвертое место — материальные ценности брачной жизни. Показательно, что в случае нарушения духовных и нравственных контактов между супругами материальная сторона брака, как правило, не становится препятствием для развода.

Результаты этнографического изучения проблемы семьи и брака также свидетельствуют о том, что за последние пятьдесят лет у всех народов нашей страны экономические соображения постепенно перестали играть определяющую роль при заключении брака.

Полевые материалы, собранные нами в городах средней полосы РСФСР, позволяют говорить о том, что в настоящее время на заключение брака уже не оказывают прежнего негативного влияния ни различия в материальном уровне семей жениха и невесты, ни разница в их социальном происхояедении. Так, анализ статистического материала, собранного нами с помощью анкеты, показывает, что в нашей выборочной совокупности 41% составляют браки, в которых жених и невеста происходят из различных социальных групп, т. е. социально-смешанные.

Вместе с тем среда, в которой происходила первичная социализация личности, по-видимому, играла и играет важную роль в формировании ее духовных запросов, культурных ориентаций, различных жизненных норм, установок и, в частности, представлений о брачном партнере. Это обстоятельство, как и ряд других, связанных с действием факторов социально-культурного, психологического порядка и др., о чем мы будем еще говорить, в известной мере и определяет то, что относительно большое число браков заключается внутри своей, как бы «родной» социальной среды. По материалам нашего обследования такие браки составили более половины, а точнее, 59% общего числа брачующихся.

На основании наших полевых материалов мы можем говорить о комбинационном распределении брачующихся в зависимости от их социального происхождения в каждой выделенной группе. Это дает возможность установить, что 75% мужчин, вышедших из рабочей среды, 48% — из семей служащих и 32% — из крестьянских семей вступили в брак с женщинами того же социального происхождения. Примерно такая же картина обнаруживается и при рассмотрении данных о брачном выборе у женщин.

Предполагается, что именно такие браки обычно обеспечивают межпоколенную передачу и историческую устойчивость внутрисоциальных культурно-бытовых традиций, в частности свадебных обычаев и обрядов, выборе свадебной одежды на сайте свадебных платьев.

В то же время если разбить изучаемые города по типологическим особенностям на две группы, то увидим, что в Ельце, Ефремове и Козельске чаще, чем в Калуге, возникают брачные контакты между семьями различного социального положения. В известной мере в малых и средних городах такие факторы, как местожительство, соседство и место работы, часто совпадают. Все это, естественно, приводит к развитию более тесных и несколько иных, чем в крупных городах, связей между различными группами городского населения и отражается на общей картине брачности, а в конечном счете — и на состоянии свадебных традиций.

Опыт изучения городских свадебных обычаев и обрядов убеждает нас в том, что в своем развитии они обычно испытывают определенное воздействие со стороны таких факторов, как социальное происхождение и социально-профессиональное положение брачующихся, их культурно-образовательный уровень.

Немаловажную роль играет продолжительность проживания людей в городе, а также степень их «включенности» в семейные связи с сельскими родственниками, характер складывающихся с ними взаимоотношений и т. п.

Здесь перед исследователем встают проблемы, связанные с изучением традиции, степени ее живучести, роли преемственности в свадебных обычаях и отношения к ним в отдельных классах и социальных группах советского общества. При изучении современной городской свадьбы интересно также проследить взаимосвязь формы свадебного обряда и особенностей социальных передвижений населения, т. е. определить, в какой мере свадебный обряд «реагирует» на перемещение людей из одного социального слоя (класса, группы) в другой или видоизменяется в случаях перемены профессии и повышения образовательного уровня в пределах одного и того же социального слоя. Для того чтобы разобраться в динамике этой зависимости, полезно было бы проследить ее на примере нескольких поколений. В рамках данной работы мы сможем коснуться лишь некоторых вопросов этих важных и чрезвычайно сложных проблем.

Как мы уже отмечали, при изучении современного состояния свадебных обычаев и обрядов в среде городского населения необходимо учитывать социально-профессиональную структуру семьи. Поэтому посмотрим, как в нашей выборочной совокупности распределяются брачные пары по социально-профессиональным группам/

Оказывается, самое большое количество профессионально-смешанных браков приходится на мужчин из группы рабочих основных сфер производства, в том числе на рабочих строительства и транспорта. Показательно, что мужчины из этой группы довольно часто вступают в брак с женщинами, которые работают в области науки, техники, культуры, врачами и учителями, т. е. относятся к группе интеллигенции, а также с обучающимися в высших и средних специальных учебных заведениях, включенных нами в группу «прочие».

Предпосылкой для такого рода браков является резко возросший культурно-образовательный уровень современного рабочего класса. Механизация и автоматизация производства, как известно, изменяют характер труда: снижают удельный вес неквалифицированного физического труда, повышают потребность в высококвалифицированных кадрах.

Научно-техническая революция требует постоянного повышения общего и специального образования участников производственного процесса, расширения их интеллектуальных возможностей. Под влиянием этого в среде рабочего класса, как отмечают в своих исследованиях социологи, образовался значительный слой людей, которые по своим культурным характеристикам во многом приближаются к уровню интеллигенции.

Совокупное воздействие культурных и экономических факторов приводит к заметному сближению этих социальных групп и в области быта, семейнобрачных отношений, нравов и традиций. Следует иметь в виду, что постепенное стирание социальных различий в системе оценок и отношений к прежним культурно-бытовым традициям обусловлено также и возрастанием масштабов социальных перемещений, в частности постоянным пополнением и обновлением интеллигенции выходцами из всех слоев населения городов и сел.

С использованием: Жирнова Г.М. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. Издательство «Наука». Г. Москва, 1980.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос