Шина для автомобилей Волжского автозавода Ех-85

Дата публикации или обновления 31.08.2019

Шина для автомобилей Волжского автозавода Ех-85 («ЕИкс-65») сразу привлекла внимание автомобилистов. И не только непривычной аббревиатурой. Большинство смотрело на нее и при этом рассуждало следующим образом: если она предназначена для переднеприводного автомобиля, где условия работы пожестче, так уж, наверное, эта шина получше других; почему бы тогда не поставить ее на мою «пятерку» («двойку», «шестерку» и т. д.). Чтобы внести в вопрос ясность, мы обратились в НИИ шинной промышленности и попросили заведующего отделом Б. Крушевского и старшего научного сотрудника Г. Леонову рассказать о новинке и ее возможностях. Для автомобиля ВАЗ—2108 (ВАЗ—2109) впервые в отечественной практике определен новый, ранее не применявшийся размер шин 165/70R13. Образцы были разработаны, изготовлены и прошли комплекс всесторонних испытаний, в ходе которых сравнивались с лучшими зарубежными аналогами по таким важнейшим показателям, как скоростные и тормозные свойства, устойчивость и управляемость, влияние на расход топлива, шумность и т. д.

Усовершенствованные шины Bridgestone turanza аналогичных типоразмеров предоставят в движении больший комфорт и безопасность. По всем перечисленным параметрам новая шина, получившая индекс Ех-85, признана равноценной зарубежным образцам. Для нее установлен гарантийный пробег 44 тысячи километров в пределах двухгодичного срока. Однако в действительности эксплуатационная надежность шины оказалась выше и в условиях напряженного движения по дорогам общего пользования составила 65—90 тысяч километров. Разумеется, при соблюдении нагрузки и давления, нормальных углов развала и схождения колес и вообще при исправном состоянии передней подвески и рулевого управления.

О том, что шина испытана на соответствие международным нормам в отношении нагрузки и скорости, говорит надпись на ее боковине. Это международный знак официального утверждения. Здесь буква в окружности — сам знак, цифра «S» — отличительный номер страны (в данном случае Швеции, проводившей испытания и выдавшей сертификат) и 02417 — номер утверждения.

Ех-85 имеет рисунок протектора универсального дорожного типа с тремя ребрами по центру и двумя по краям, разрезанными поперечными прорезями (см. рисунок). В сравнении с другими металлокордными шинами размеров 165/80R13 и 175/70R13 у нее металлокордный бракер из двух слоев, защищенный третьим слоем из текстильного корда, который применен также и в каркасе вместо вискозного.

Но самое главное, новая шина — первая радиальная для легковых малолитражных автомобилей, выпускаемая в бескамерном исполнении. Об зтом напоминает надпись на боковине «tubeless». Потенциально бескамерные шины обладают рядом неоспоримых преимуществ. Они повышают безопасность дорожного движения, обладают меньшей массой, лучше сопротивляются механическим повреждениям, позволяют сократить расход топлива и т. д.

Однако эксплуатировать такие шины можно только на специальных колесах с ободами, на полках которых предусмотрен выступ (хамп) тороидальной формы, препятствующий соскальзыванию шины с обода при резких поворотах автомобиля и движении по плохим дорогам. Производство таких ободов пока не освоено. А потому новые шины эксплуатируются с камерами УК-13-02, что почти не ухудшило им эксплуатационные качества. Отметим попутно, что применение других камер для шин 165 70R13 недопустимо.

Теперь о том, можно ли использовать шины Е х-85 на других автомобилях Волжского автозавода. Ответ один: только на моделях ВАЗ—2101. ВАЗ—21011 и их модификациях. Другие варианты исключены. При этом, если на «восьмерке» давление в шинах вкруговую составляет 2,0 кгс/см2, то для ВАЗ—2101 и ему аналогичных оно на передней оси должно быть 1,8 кгг/см2, а на задней 2,1 кгс/см2. Несколько предупреждений или, если хотите, рекомендаций, касающихся эксплуатации.

Бескамерные шины имеют специальную конструкцию борта, обеспечивающую повышенный «натяг» на ободе (для лучшей герметизации), а потому требуют особого внимания при монтаже и демонтаже.

Опытная проверка показывает, что с помощью штатного инструмента — одной монтажной лопатки и комбинированного ключа — удается выполнить только часть работы: вывести и заправить один борт покрышки, тогда как полный ее демонтаж требует применения двух-трех лопаток или специального приспособления. При монтаже крайне желательно протирать борт мыльной водой, она существенно упрощает процедуру и щадит шину.

Когда же бескамерные шины начнут эксплуатироваться в бескамерном варианте, на ободах с «хампом», эти сложности будут еще заметнее. И к ним добавится новая: невозможность накачивать шины ручным насосом. В этом варианте наиболее целесообразным (если не единственно возможным) станет ремонт шин на специальных пунктах, где должна быть обеспечена быстрая накачка компрессором.

С использованием материала из журнала «За рулем », № 2 1988 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос