Хопперы

Дата публикации или обновления 13.11.2021

В период 1952—1987 гг. в нашей стране получили распространение вагоны-хопперы, позволяющие механизировать погрузку и выгрузку: крытые — сыпучих грузов, требующих защиты от атмосферных осадков, и открытые — остальных сыпучих грузов.

Перевозка цемента в обычных крытых вагонах требовала его упаковки, затрудняла погрузку и выгрузку, выделявшаяся при этом цементная пыль вредно действовала на здоровье грузчиков. В 1952 г. началось серийное производство крытых хопперов для перевозки цемента. В таком цельнометаллическом вагоне боковые стены были расположены вертикально, а торцовые для обеспечения хорошей разгрузки — под углом 50° к горизонтальной плоскости, что превышает угол естественного откоса цемента. В нижней части кузова имелись четыре бункера с разгрузочными люками, расположенными между рельсами. Стенки бункеров также наклонены на 50°. Люки бункеров закрывались задвижными заслонками (шиберами) с помощью специального привода. Цемент загружался через люки крыши, закрывавшиеся крышками.

В 1976 г. началось серийное производство крытых хопперов для перевозки зерна. Кроме зерна, в этих вагонах могли перевозиться крупы, отруби, комбикорма и другие аналогичные продукты. От хоппера-цементовоза данный вагон отличается большими размерами объема, длины и угла наклона торцовых стен (55°), что обусловлено физико-механическими свойствами перевозимых грузов. В нижней части кузова расположено шесть бункеров, имеющих форму усеченной четырехгранной пирамиды, с разгрузочными люками и крышками, подвешенными на петлях и оборудованными ручным приводом. На крыше размещены четыре круглых загрузочных люка с крышками. В 1982 г. люки стали выполнять прямоугольными, они занимали 60 % длины крыши (вместо 21 % при круглых). Это позволило полнее загружать хоппер и при той же таре увеличить грузоподъемность до 70 т.

Крытый хоппер для перевозки минеральных удобрений, построенный в 1978 г., предназначен для транспортирования исслеживающихся удобрений и сырья для их производства. Торцовые стены этого вагона наклонены под углом 60° к горизонтали. В нижней части кузова предусмотрены четыре разгрузочных бункера с люками н крышками.

Выгрузка минеральных удобрений осуществляется на обе стороны железнодорожного пути. Механизм разгрузки, предназначенный для попарного открытия и закрытия разгрузочных люков, снабжен пневматическим приводом от цилиндра двойного действия.

Сжатый воздух в цилиндр поступает от компрессора локомотива или от стационарной сети.

На крыше размещены четыре люка прямоугольной формы, которые оборудованы одним общим устройством запирания, блокировки и пломбирования.

Недостатком этого вагона является интенсивное ржавление кузова и шарнирных соединений рычажного механизма разгрузки при перевозках коррозионно-активных минеральных удобрений. Поэтому по заказу СССР в Финляндии финская фирма «Раутаруукки» в 1987 г. начала строить такие минераловозы с кузовом и механизмом разгрузки из нержавеющей стали. По мимо пневматического привода, этот хоппер оборудован ручным приводом, позволяющим производить выгрузку там, где нет сжатого воздуха, или когда неисправна пневмосистема. Такие вагоны отличались повышенной коррозионной стойкостью , поэтому совсем неудивительно, что эти хопперы продают на рынке до сих пор, хотя им уже несколько десятков лет.

Грузоподъемность минераловоза 70,5 т, тара 22,5 т. Тележки, автосцепное и автотормозное устройства, изготовляемые советскими заводами для этого вагона, такие же, как у упомянутого выше крытого финского вагона для перевозки автомобилей (это типовое устройство для наших железных дорог).

В последние годы на магистральных железных дорогах, а также на путях промышленного транспорта получили распространение и другие типы хопперов: крытые для перевозки технического углерода (гранулированной сажи), крытые для перевозки семян масличных культур, открытые для перевозки горячею агломерата, открытые для транспортировки горячих окатышей, открытые для перевозки охлажденного кокса и др.. Строится также крытый хоппер для перевозки технологической щепы.

Раньше цемент, зерно, минеральные удобрения, кокс и другие упомянутые грузы перевозились в крытых универсальных вагонах и полувагонах. Это увеличивало простои вагонов, вызывало потери грузов и было связано с большими расходами на затаривание, подготовительные работы по очистке, промывке и дезинфекции кузова. Уровень механизации погрузочно-разгрузочных операций не превышал обычно 20 %, т. е. эти работы в основном производились вручную.

Широкое внедрение вагонов-хопперов повысило производительность труда и существенно снизило расходы на погрузочно-разгрузочные работы. Например, трудоемкость разгрузки зерна из хоппера стала в 10 раз ниже, чем из универсального крытого вагона, позволила освободить большое число грузчиков от тяжелого труда. Народнохозяйственный эффект от внедрения вагонов-хопперов исчислялся многими миллионами рублей.

За разработку, создание и внедрение семейства саморазгружающихся вагонов-хопперов для перевозки сыпучих грузов большой группе специалистов (Р. Н. Арутюнову, М. И. Дураченко, Г. Д. Жевтобрюху, Н. К. Капустяновой, А. В. Швецу, Э. Ф. Юревичу, Л. Д. Кузьмичу, А. Г. Ребенку, Г. И. Осадчуку, А. Ф. Рыбалке, А. А. Хоружему, В. П. Араменко) в 1981 г. была присуждена Государственная премия СССР. Освоение производства специализированных вагонов для перевозки зерна, муки, минеральных удобрений и другой продукции является важной задачей вагоностроительной промышленности. Днепродзержинским заводом и Всесоюзным научно-исследовательским институтом вагоностроения (ВНИИВом) создан вагон для бестарной перевозки муки. Аналогичные вагоны с 1985 г. изготовляет Стахановский вагоностроительный завод для перевозки гранулированных полимеров.

Остановимся еще на одной конструкции хоппера, который используется при строительстве и ремонте железнодорожного пути. В нем перевозится балласт, причем разгрузка его может дозироваться, отсюда название вагона — хоппер-дозатор. Он обеспечивает механизированную разгрузку, что обходится в 4 раза дешевле, чем при разгрузке обычных платформ.

Хопперы-дозаторы строятся с 1959 г. Великолукским локомотиво-ремонтным заводом имени 50-летия СССР. Вагон имеет грузоподъемность 63 т, тару 22, 7 т, объем кузова 40 м3. Он оборудован заргрузочно-дозирующим механизмом и разгрузочными люками, закрываемыми крышками. Эти саморазгружающиеся вагоны экспортировались в Болгарию, Монголию, Сирию, Ирак, Гвинею, Вьетнам и на Кубу.

Намечается серийное производство хопперов-дозаторов увеличенной грузоподъемности (75 т) и объема (44 м3).

По материалам Л.А. Шадур. Развитие отечественного вагонного парка. 1988 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос