Художественная обработка металла

Дата публикации или обновления 02.06.2024

Первым видом художественного ремесла, выделившимся в самостоятельное производство, была обработка металла.

Замечательные произведения искусства, оставленные мастерами прошлого, говорят о совершенном владении ими материалом, знании его природных свойств, тонком понимании их возможностей. Твердость, пластичность, структура, цвет металла, его способность принимать определенные формы и сочетаться с другими материалами были досконально изучены мастерами и подсказывали им художественное решение.

Художественная обработка металла охватывает множество техник и приемов, которые позволяют выполнять необычайно широкий круг предметов: мельчайшие ювелирные украшения из драгоценных металлов и монументальные изделия из железа и чугуна.

Народное искусство всегда оказывало влияние на художественные металлообрабатывающие производства, было тесно связано с ними. Велико воздействие народного творчества на профессиональное декоративное искусство и теперь. В наши дни искусство рукотворного металла живет в изделиях современных художественных промыслов. Они возникли или получили новое развитие на основе старых традиций во многих районах нашей страны.

Все большее применение находят насечка (инкрустация) по металлу, ковка, гнутьё, просечка по железу и другие техники, известные человечеству сотни и даже тысячи лет. Традиционные виды художественной обработки металла, композиционные и технические приемы, использовавшиеся русскими мастерами, остаются созвучными нашему времени.

Художественное литье относится к наиболее древним видам обработки металла. Суть его заключается в том, что изделие изготовляется из расплавленной металлической массы в специальных формах. На территории Руси художественное литье было освоено уже в VI—VIII вв.

Первоначально литые изделия изготовлялись из золота, серебра и легкоплавких бронзовых сплавов.

Ремесленники Новгорода, Владимира, Москвы и других древнерусских городов изготовляли в этой технике поясные накладки, браслеты, пряжки, подвески к ожерельям, застежки к кафтанам и более крупные предметы: наконечники ножен и рукояти мечей, подсвечники, паникадила, лампады, водолеи, боевые гири, богато украшенные орнаментом. И в наше время такие красивые изящные изделия это прекрасные бизнес-подарки, которые будут уместны к любому событию, торжеству, юбилею, памятной дате.

Часто литейные работы сочетались с другими техниками — зернью, филигранью, чеканкой, чернью, эмалью.

Так, широкие литые серебряные браслеты с черневым узором относятся к лучшим произведениям искусства Древней Руси. Поверхность киевских и владимирских браслетов покрывают тончайшие, четко выделяющиеся на черневом фоне рисунки, изображающие птиц, львов, барсов, кентавров, плясуний, воинов, гусляров.

Прекрасными образцами ювелирного литья являются детали книжных переплетов — накладные серебряные полусферы-«репьи», представляющие собой сложное плетение узорных мотивов, орнаментально трактованные изображения животных.

В первой половине XV в. начало развиваться искусство литья из чугуна.

Первыми мастерами, освоившими чугунное литье пушек, были колокольные мастера. Пушки искусно украшались орнаментом, надписями, изображениями сказочных зверей.

Особенно интенсивно художественное литье из чугуна стало развиваться с конца XVII в. Одним из самых замечательных центров этого искусства становится Урал, на заводах которого чугунное литье в большом количестве производилось для архитектурных сооружений. Значение художественного литья возросло в XVIII в. в связи с размахом городского строительства, в первую очередь в связи с постройкой Петербурга. Тысячи пудов узорных решеток для дворцовых, парковых и садовых оград, для набережных и мостов ежегодно направлялось в Петербург и другие города России.

Художественное литье открывает большие возможности как в воспроизведении отдельных уникальных произведений, так и в создании вещей массового назначения, позволяя точно передать замысел художника. Оно имеет необычайно широкий диапазон и может быть применено для создания мельчайших украшений, настольной скульптуры и монументальных произведений.

С использованием: Народные художественные промыслы РСФСР. В. Г. Смолицкий, Д. А. Чирков, Ю. В. Максимов и др.; под редакцией В. Г. Смолицкого. Москва. Издательство «Высшая школа», 1982.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос