Развитие наукоемких технологий

Дата публикации или обновления 15.04.2023

Развитие наукоемких технологий — первый этап на пути к автотрофности — в наиболее развитых странах осуществляется в рамках соответствующих научно-практических центров. Один из примеров таких центров — калифорнийский "Силиконовый остров" (Силикон-Вэлли), где сосредоточены исследования в области микроэлектроники с последующим внедрением в промышленное производство. Это одно из воплощений "третьей волны", о которой говорится в работах О. Тоффлера.

Идея подобных центров, возникшая впервые в Японии, в дальнейшем трансформировалась в идею технополисов, которые должны обеспечивать реализацию трех направлений: исследования в сфере наукоемких технологий, осуществление программ регионального развития (по японской модели) и промышленное освоение научных разработок в соответствии с моделью калифорнийского Силикон-Вэлли. Способность к быстрым изменениям и гибкой адаптации к региональным и глобальным потребностям обеспечивается в технополисах комбинацией закрытых и открытых технологических систем, включающих такие отрасли, как оборонная и аэрокосмическая промышленность, телекоммуникации, современный транспорт и т.д.

Например, уникальный материал - полиолефиновая пленка - позволяет длительное время сохранять свежими полуфабрикаты, копчености, сыры, овощи и фрукты, а также сохраняет натуральный аромат и предохраняет от проникновения посторонних запахов. Это позволяет людям употреблять в пищу здоровую и качественную еду, когда благодаря новому упаковочному материалу соблюдается пищевая безопасность.

Многие исследователи научно-технического развития Японии, а также некоторых других стран азиатско-тихоокеанского региона отмечают, что в опережающем развитии этих стран большое значение имеют традиционные духовно-культурные ценности (или, пользуясь словами Ч. Макмиллана, "согласие и гармония" как доминирующие ценности), причем немалую роль здесь играет высокий уровень духовности японской деловой элиты. В частности, констатируется значимость в этом плане духовно-религиозных факторов.

Таковы ближайшие, уже входящие в жизнь контуры автотрофности человечества, определяемые многообразными технологическими и духовно-культурными факторами. Если же обратиться к более отдаленным, качественно новым явлениям антропокосмического порядка, то надо отметить следующее. Антропокосмическое проявление автотрофности со всеми его противоречиями в возрастающей степени будет реализовываться по мере того, что космонавт К.П. Феоктистов назвал прорывом в Космос, и соответственно возможного появления новой расы людей, "для которых ни вакуум, ни радиация, ни космические температуры не будут чужеродны".

Эта мысль, отражающая существенные аспекты антропо-космического проявления автотрофности человечества, перекликается с идеями К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, Н.Г. Холодного, а также с идеями, относительно недавно выдвинутыми американским физиком-теоретиком Ф. Дайсоном. Последний со ссылкой на взгляды К.Э. Циолковского (высказанные, например, в его работе "Грезы о Земле и небе") обосновывает необходимость широких подходов при анализе проблем и перспектив космической эволюции человечества. Согласно Дайсону, принципиальный момент этой эволюции — создание космической "зеленой технологии". Сущность ее заключается в возможности существования человека в различных экстремальных условиях универсума: вблизи от звезд, на астероидах, на больших планетах и т.д. "Универсум, — утверждает ученый, — достаточно велик, чтобы обеспечить соответствующее жизненное пространство для всех нас.

Все сказанное позволяет обсудить возможные новые подходы к проблеме Высокого соприкосновения, выдвинутой в первой половине 80-х годов такими учеными, как И.Т. Фролов и Н.Н. Моисеев. Если учитывать возникновение в ходе антропогенеза важнейших для разумной формы жизни полевых аспектов эволюции человека, то само Высокое соприкосновение может оказаться периодом, характеризуемым форми-рованием новой космопланетарной целостности.

Отметим, что в фнлософско-научном и религиозном учении П. Тейяра де Шардена о "точке Омега" в эволюции универсума и человека некоторые черты такой целостности были предугаданы (конечно, с определенными ограничениями). Творческое начало человека, погруженное в такую целостность, может получить новое непредсказуемое и нелинейное развитие. Иными словами, глубинное самопознание феномена человека, более или менее глубокое вмешательство в основы развития ноосферного духовного начала (в пределе характеризуемого как космология духа) может нести с собой элементы как прогрессивной, так и регрессивной эволюции.

Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск. Изд. «Наука». 1991.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос