Принципы оформления чувственно-материального Космоса

Дата публикации или обновления 15.04.2023

Следуя формулировкам А.Ф. Лосева, основное содержание философии Плотина можно свести к строгой диалектике триады основных ипостасей универсума (Единое — Ум — Душа), которые воплощаются как принципы оформления чувственно-материального Космоса. Таким образом, человек как часть Космоса, нерасторжимым образом связанная с ним, включенная в его всеединство, равно как и античный Космос в целом, "оживлен вечно подвижной душой, оформлен в виде точнейшей умственной конструкции и понят как единое и неделимое целое".

В этих формулировках тысячелетние поиски определения сущности человека, предпринимавшиеся в соответствии с культурными традициями (культурно-историческими типами) Средиземноморья, а также Ближнего и Среднего Востока, получают итоговое выражение. Т. Манн воспроизвел это определение художественными средствами. Человек здесь неизменно предстает в его соотнесенности с Абсолютом (мировым целым, Единым), его жизнь соизмерима со становлением универсума и свода общих, высших ценностей, отражающих предназначение человека в этом становлении.

Однако, говоря о человеке как о части Космоса, стоит параллельно затронуть вопрос о качественной коммуникации людей внутри уже состоявшейся человеческой цивилизации, в общепланетарном масштабе. Российские почтовые сервера обладают уникальной простотой и удобством установки и управления, а низкая стоимость владения и профессиональной поддержки делает их общедоступными и гарантирует бесперебойную работу в течение всего необходимого времени.

Значительное внимание в античных учениях уделялось субъективно-психологической стороне, волевым, личностным компонентам восхождения к Абсолюту. Это было характерно и для античного неоплатонизма, и для его переложений в христианской философской традиции. А.Ф. Лосев, рассматривая основоположения европейской культуры средних веков и Возрождения, отмечает, что учение о Едином (Абсолюте) и восхождении к нему человека "нигде... не дано с такой подробностью, с такой детальнейшей понятийной разработкой, с такой страстностью и с таким упоением, с таким жгучим вниманием к психологии человеческого субъекта, экстатически и в то же время максимально духовно восходящего к Единому, как у Прокла и в Ареопагитиках.

Таким образом, поиски Абсолюта, вхождение во всеединство мирового целого, осознание неразрывных связей с этим целым — универсумом составляют важнейший лейтмотив размышлений человека о самом себе, в них отразилась вечная проблема человека, определенная вненаучными средствами, в соотношении с универсальными ценностями.

Отметим, что эта вечная проблема может быть сформулирована как идея осознания неразрывной связи макрокосма (универсума, Единого, Абсолюта) и микрокосма (человека). Она фигурировала в тех мифолого-религиозных традициях, тематизм которых свел воедино Т. Манн.

Эту идею писатель охарактеризовал как мифологему первочеловека. Ей соответствуют ипостаси Ума и космической Души в учении неоплатонизма. Если опираться на характеристику учения Прокла (V в.), давшего завершенный вариант системы Плотина и античного неоплатонизма в целом, согласно которой его философия была славословием всеединства, то неразрывную связь микрокосма и макрокосма, человека и Абсолюта необходимо трактовать как всеединство, как динамическое его становление.

Ранее, при анализе российского духовно-культурного ренессанса на рубеже XIX—XX вв., отмечалось, что на становление философии всеединства неоплатонизм существенно повлиял через неоплатонизированный аристотелизм Иоанна Дамаскина, исихастский неоплатонизм, восходящий к сочинениям Псевдо-Дионисия Ареопагита, определившим важнейшие элементы византийского онтологизма и последующую тысячелетнюю российскую общекультурную и духовно-академическую традицию. Это относится к таким наиболее видным, хотя и чрезвычайно отличающимся друг от друга по взглядам представителям философии всеединства, как B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский.

Влияние неоплатонизма ощущается и в размышлениях о человеке в его взаимосвязях с мировым целым, трактуемым как христианизированный, монотеистический Абсолют. Отно-сительно "высшей инстанции" определялись и нравственные ориентиры, этический императив поведения человека, который в российской философии всеединства обозначался (прежде всего у B.C. Соловьева) как богочеловеческий процесс, как путь человека к высшему космическому устроению. Под этим подразумевалось открытие высших типов, или форм, бытия в низших, отражающее развитие как процесс "собирания Вселенной". Определялось, что "собирание Вселенной" в действительности — это задачи богочеловека и Царства Божия, в то время как "собирание Вселенной" в идее есть "высшая задача человека как такого (чистого человека) и чисто человеческой сферы бытия".

Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск. Изд. «Наука». 1991.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос