Комплексное изучение человека

Дата публикации или обновления 21.04.2023
  • Japan's online casinos - уникальные онлайн бонусы, самая актуальная информация: рейтинги, правила, обзор индустрии казино и многое другое.

  • Обосновывая необходимость комплексного изучения человека, Человеческого соприкосновения, мы вынуждены и обязаны возвращаться к истокам, к восстановлению целостности отечественной культуры. Все это уходит корнями в глубинные пласты русской общекультурной и духовно-академической традиции, а в конечном счете — через византийский онтологизм — к античным и общеиндоевропейским воззрениям. Приобщение к философии всеединства и целостному образу российской культуры, к идеям нераздельности Истины, Добра и Красоты позволило в настоящее время сформулировать представление о космической ответственности духа. Это представление, обосновывающее ответственное, исполненное этоса поведение человека при его участии в космическом, мировом процессе, возможно, сближается не только с идеей философии всеединства о процессе "собирания Вселенной", но в существенных моментах и с древнейшими индоевропейскими представлениями о необходимости следования человека космическому закону.

    В соответствии с исходными идеями философии всеединства создавали различные философские системы Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, В.В. Розанов, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин и др. Н.А. Бердяев и П.А. Флоренский, давшие толчок многим, в том числе современным, исканиям в области духа, также много внимания уделяли вечной проблеме человека, его соотнесенности с мировым целым (Абсолютом).

    Так, Н.А. Бердяев продолжил анализ богочеловеческого процесса, соотнесенности человека и Абсолюта, выдвинув на первое место проблему творческой активности человека (антроподицеи). Впоследствии, в 30—40-е годы Н.А. Бердяев дополнил идею антроподицеи идеей теоандрии, выражающей нужду и заинтересованность абсолютного начала (Абсолюта) в свободном творчестве человека.

    Этот мыслитель решительно предостерегал от двух крайностей. Первая из них состояла в том, что религия, мистика и философия "были так нечеловечны и бесчеловечны и с имманентной неизбежностью вели к безбожному позитивизму". Этот тезис был полемически заострен против учений, в которых уничижалась человеческая свобода и Абсолют в максимальной степени доминировал над творчеством, в сущности, упраздняя его. В замаскированной форме подобные идеи присутствовали в социологических учениях, провозглашавших тотальную детерминированность человека "социальным Левиафаном" и одновременно рассматривавших человека как венец творения, как обладающего высшими, "божественными" социальными качествами.

    Вторая крайность состояла, по мысли Н.А. Бердяева, в отрицающем глубинные измерения человека, выступающего в качестве микрокосма, социологическом позитивизме. Такого рода взгляды философ трактовал как крайнее выражение некосмического состояния человека, его отьединенности от мирового целого и исключительной поглощенности возникающими на этой почве человеческими отношениями. Интересно, что специфическим развитием данной идеи философа применительно к описанию современных социально-духовных процессов является представление И.Р. Шафаревича о космоцентрическом сознании аграрных цивилизаций в противоположность урбанизированным.

    Н.А. Бердяев придает важнейшее значение такому аспекту всеединства, как неразрывная связь микро- и макрокосма. Он подчеркивает в своей обычной решительной и полемически заостренной манере: "Индивидуализму метафизически противоположен универсализм, космизм. Это — органическое противоположение. Самосознание человека как микрокосма, сознание органической принадлежности к космической иерархии — вот сознание, исключающее всякий индивидуализм и отъединенность. Общественность есть лишь частный случай универсализма, лишь одно из выражений космической общности людей. Р

    еализация космической общности и универсализма органически связана с творчеством человека, с глубинными свойствами заключенного в нем микрокосма. Таким образом, вечная проблема человека рассматривается Н.А. Бердяевым с точки зрения вечности, неразрывной и универсальной связи человека с Абсолютным как центральным моментом во всеединстве макрокосма. Выделенная сторона этого универсализма заключается в собственной активности человека. В творчестве человек реализует свое глубинное, вселенское измерение — свободу и определенную соизмеримость с Абсолютом. И здесь, следуя правилу А.Ф. Лосева, о котором мы говорили при анализе творчества B.C. Соловьева, можно усмотреть отчетливый рационалистический момент, лишенный всякой иллюзорности и мистицизма.

    П.А. Флоренский развивал иную систему философии всеединства и соответственно по-иному освещал вечную проблему человека. Прежде всего, этот мыслитель и ученый-энцик-лопедист акцентировал связь своих идей с византийским онтологизмом. Это предполагает разграничение творения и творца, человека и Абсолюта, которое, например, у B.C. Соловьева, как отметил А.Ф. Лосев, проводилось недостаточно четко. Сближение этих понятий, приводящее к тому, что сверхсущее единство (Абсолют) становится эквивалентом неоплатонического Единого, стремился преодолеть П.А. Флоренский.

    Средством такого преодоления становится принцип антиномизма, в котором всячески подчеркивается, что отъединенное бытие монады (как творения Абсолюта), самоутверждение единичного человеческого существа внутренне пусты, расколоты и ведут к адской муке осознания неразрешаемых противоречий познания и жизни.

    Аналоги этих эмоционально прочувствованных описаний можно усмотреть, с одной стороны, в Дантовых картинах адских мук, а с другой — в описаниях мучений грешников в восемнадцати буддийских адах (см., например, новеллу японского писателя Акутагавы "Муки ада").

    Преодоление жизненных и эпистемологических антиномий видится П.А. Флоренскому на чрезвычайно трудном пути к Абсолюту, несоизмеримому со своим творением. Своеобразным ответом на эту мысль с обоснованием самоценности человека и его творчества, как известно, явилась работа Н.А. Бердяева "Смысл творчества", вышедшая двумя годами позднее книги П.А. Флоренского.

    Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск. Изд. «Наука». 1991.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос