Основные типы магазинов
Номенклатурой определены следующие основные типы магазинов:
а) продовольственные — универсам, гастроном, диетические продукты, овощи — фрукты, хлебокондитерские товары, рыба, вино — фрукты;
б) непродовольственные — универмаг, товары для детей, товары для молодежи, товары для мужчин, товары для женщин, товары для дома, спорт и туризм, культтовары, радиотовары, ювелирные изделия и часы, книги, цветы, мебель, автомобили.
Определены также дополнительные типы магазинов:
а) продовольственные — продовольственный («Продукты»), хлебный; хлебокондитерский; продукты детского питания; бакалейно-гастрономический; молоко; мясо; рыба; мясо — рыба; мясо — рыба — овощи; овощи — фрукты; вино — фрукты; табак; водка;
б) непродовольственные магазины — одежда; женская одежда; мужская одежда; детская одежда; ткани; обувь; женская обувь; мужская обувь; комиссионный магазин; галантерея — парфюмерия — трикотаж; головные уборы и меха; хозяйственные товары; стройматериалы; инструменты; электротовары; книги; фотокино; грампластинки; радиотовары; игрушки; канцелярские товары; музыкальные товары; ювелирные изделия и часы; сувениры; подарки; зоомагазин; цветы; семена; «Юный техник»; «Пионер» и др.
Основные типы магазинов предназначены для проектирования и строительства в новых и реконструируемых городах с населением до 1 млн. человек. В городах с населением более 1 млн. человек могут строиться более крупные магазины и более узкой специализации.
Дополнительные типы магазинов предназначены для применения при реконструкции действующих торговых предприятий, приспособлении помещений, занятых не по назначению, а также для доукомплектования существующей торговой сети.
Номенклатура предусматривает, что наряду с продажей товаров магазины могут предоставлять покупателям следующие дополнительные услуги:
- - прием предварительных заказов на товары, временно отсутствующие в продаже;
- - комплектование подарочных и комплексных наборов;
- - продажу товаров в кредит;
- - прием заказов на изготовление одежды и обуви нестандартных размеров;
- - различные виды торгового обслуживания на дому;
- - доставку купленных товаров по указанному адресу;
- - современная услуга, не указанная в прежнем перечне: сервис для покупки брендовых вещей, позволяющий быстро получить заказанный и оплаченный дорогостоящий товар, требующий аккуратной транспортировки;
- - подгонку готового платья по фигуре покупателя, мелкую переделку одежды и головных уборов;
- - раскрой тканей, пошив штор;
- - растяжку головных уборов и обуви;
- - прикрепление ремешков к часам;
- - установку креплений на лыжи;
- - мелкий ремонт технически сложных товаров, кожгалантереи, трикотажных изделий и детских игрушек;
- - ремонт и заправку авторучек;
- - точку ножей, ножниц и др.;
- - выполнение граверных работ;
- - устройство затемненных кабин для зарядки фотоаппаратов, прием заказов на проявление фотопластинок и фотопленок и печатание фотоснимков;
- - демонстрацию мод, новых товаров, выставку товаров;
- - консультации специалистов по правилам пользования изделиями;
- - консультации врачей (косметологов, ортопедов, диетологов и др.);
- - хранение купленных товаров и вещей покупателей;
- - обеспечение покупателей информацией.
Кроме указанных могут быть и другие виды дополнительных услуг: при крупных магазинах могут быть организованы филиалы сберкасс, отделений связи, телефонных переговорных пунктов, театральных касс, бюро городской справочной службы и т. д.
Кузьменков Н.Ф. Основные правила торговли. Москва, «Экономика», 1976.