Ладья на радиаторе

Дата публикации или обновления 08.12.2023

Гигант не может родиться в одночасье. Четыре года тольяттинцы ждали пуска главного конвейера, мечтали о дне рождения первой малолитражки. Однако появление ее на свет прошло как-то буднично... Дни и ночи были заполнены напряженной работой, а оглянулись: машины-то идут...

Вначале с конвейера, ползущего медленно, с долгими остановками, снимали кузова — это, конечно, не машина. Потом пошли изделия, вполне похожие на настоящие автомобили — с моторами, колесами, фарами, подфарниками, все как полагается, но предназначенные только для испытаний. Это, говорили автозаводцы, тоже еще не «Жигули». На заводе развернулась пуско-наладка, вводились в действие все новые и новые линии, участки, цехи, а между тем из ворот выбегали готовые автомобили. И в начале сентября 1970 года оказалось, когда проверили, что по качеству своему они вполне отвечают высоким требованиям и можно смело предлагать ВАЗ-2101 покупателям.

Однако огромное предприятие все еще не выбилось из монтажа, из пуско-наладки. Тридцать тысяч автозаводцев — костяк будущего коллектива — занимались не столько изготовлением машин, сколько доводкой и освоением оборудования. Всем тут было некогда. Вот почему и не было того торжественного дня — праздника первого автомобиля с цветами, с оркестром, с разрезанием ленточки, — которого так ждали.

Автомобили с ладьей на радиаторе выходили на магистрали в направлении Куйбышева, Москвы. Водители подходили к малолитражке с тайным трепетом, не спеша усаживались поудобнее и поворачивали ключ зажигания. Слушая безукоризненную работу мотора, оглядывая внутреннюю отделку кузова, волновались: «Машину проверяет дорога». А несколько позже, когда на спидометре появились трехзначные, четырехзначные числа, водители говорили, уже не скрывая радости: «Ходовые качества превосходны!».

Сегодня Волжский автозавод выпускает новые модели - Lada Largus, Lada Granta, Lada Vesta, Lada Niva Legend – которые с пробегом можно приобрести в ООО «Автовек» авто е1.

Производство с каждым днем работало все четче, ритмичней. Однако вазовцы твердили свое: «Рано праздновать победу. Это не пуск первой очереди. Многие участки еще не отлажены как следует».

И действительно, первая очередь цеха алюминиевого литья была предъявлена к сдаче только в конце августа. Цех огромен. Элек-троплавильные печи, стержневые и формовочные полуавтоматы, десятки разнообразных высокопроизводительных агрегатов. Подходим к одному из них. Здесь командует миловидная женщина Антонина Белякова. Она приехала на завод два года назад после окончания Московского авиационно-технологического института и работает теперь мастером стержневого участка.

— Цех до предела насыщен техникой, — с гордостью говорит она. — Практически всю работу выполняют машины. У нас на участке рабочим остается только нажимать кнопки да вынимать из автомата готовые стержни. Все внимание сосредоточивается на качестве изделий.

По соседству разместилось литейное отделение. Размеренно вращаются карусельные машины, поочередно подставляя формы под сле-пящую струю алюминия. Прокатившись круг на «карусели», металл превращается в головку блока цилиндров автомобильного двигателя. Поворот — деталь готова, еще поворот — еще деталь...

После проверки детали уходят в главный корпус, на сборку: поршень, картер руля, головка блока, цилиндры тормозов и многое другое — почти тридцать деталей разного наименования и назначения. Мощность первой очереди цеха — 22 тысячи тонн цветного литья в год. И всю эту массу жадно поглощает главный корпус.

Мы идем вдоль железной реки главного конвейера, от самых ее истоков. Даже если никуда не сворачивать, не отвлекаться, это — два километра. Освещенный яркими люминесцентными лампами уходит и теряется вдали разноцветный поток кузовов. Отштампованные прессовщиками магнитогорские стальные листы начинают приобретать форму автомобиля уже в сварочном цехе.

Пройдя сквозь окрасочные камеры, кузова становятся неузнаваемыми. Цвета самые разнообразные: тут и снежная белизна, и благородная слоновая кость, и спелая вишня, и голубоватый бархат морской волны. Кузова, схваченные цепкими «лапами» конвейера, медленно проплывают по длинному цеху, получая по пути «начинку». И с каждой минутой они все более становятся похожими на автомобили.

Бригада Вениамина Соколова устанавливает ручки, замки на дверцах и на багажниках. Руки проворно снуют в хитросплетении электропроводки. У каждого из двадцати сборщиков — свое рабочее место, своя операция. Требуются быстрота, четкость, внимание. Конвейер ждать не может.

Идем вдоль конвейера. Вот его центральная, узловая часть. Здесь в «грудную клетку» автомобиля вставляется «сердце» — мотор. Операция сложная, но и вооружены сборщики отлично, под стать хирургам современной клиники.

По малому конвейеру, который движется синхронно с главным, плывут моторы, соединенные карданным валом с задним мостом. Все уже собрано. «Хирургам» остается только водворить «сердце» на место. Кузов и двигатель движутся все еще параллельно и в нужную секунду встречаются в строго рассчитанной точке. Вот кнопка нажата, гидравлические поршни укладывают мотор в уготованное ложе. Гайки завинчены, затянуты крепежные болты — двигатель накрепко сросся с кузовом.

Почти готовый автомобиль продолжает свой путь к финишу. Колеса коснулись пола. Стальные «клешни» разжимаются. Машина с ладьей на радиаторе остается одна. Но только на мгновение. Чуть-чуть горючего в бак, испытатель включает мотор и выводит малолитражку из цеха.

Сейчас сходящие с конвейера автомобили отличаются друг от друга только окраской, и как-будто бы все просто: бери детали и собирай. Но простота эта кажущаяся. Сборка сложна: машина состоит из многих сотен деталей. В строго определенную точку главного конвейера своевременно должна поступать каждая из многочисленных деталей. Пока движение конвейера замедленно, пока машин с него сходит не так уж много, добиться этого не трудно. А как уследить за строгой синхронностью, слаженностью действий многосложного заводского организма в недалеком будущем, когда предприятие станет работать на полную мощность, выпуская сотни тысяч изделий разных модификаций? Без помощи электронно-вычислительной техники человеку с этой задачей не справиться.

Мы сели в кабину новенькой малолитражки, каких-нибудь полчаса назад сошедшей с конвейера автомобильного гиганта. И дорога стремительно понеслась навстречу. Справа четко вырисовывался силуэт гидроэлектростанции. А за рекой на фоне небесной голубизны величественно вставали утесы древних Жигулей, гор, у которых взял свое имя тольяттинский автомобиль.

Манько Е.П., Богатко С.А. «И дали имя Жигули». Куйбышевское книжное издательство. Куйбышев. 1971 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос