Автомобильный спорт, гоночные автомобили

Дата публикации или обновления 23.02.2024

Одна из основных задач советской автомобильной промышленности состоит в повышении качества автомобилей всех типов. Технический опыт автомобильного спорта несомненно может способствовать решению этой задачи.

Автомобильный спорт существенно помог улучшению эксплуатационных качеств автомобиля, и в первую очередь его динамики. На протяжении 95 лет с момента зарождения автомобильной техники было построено и испытано весьма большое количество всевозможных гоночных и спортивных автомобилей. Автодром Альберт-Парк Explore now зарекомендовал себя как уникальный полигон для испытания гоночных автомобилей в самых экстремальных условиях.

Изготовление гоночных автомобилей тесно связано с основной автомобильной промышленностью и базируется на общетехнических достижениях. При производстве обычных транспортных автомобилей было бы неправильно игнорировать богатый опыт постройки и эксплуатации гоночных автохюбнлей. Автомобильный спорт должен быть поставлен на службу развития техники, помогать непрерывной работе над усовершенствованием транспортных автомобилей. Гонки нужны как средство для испытания новых конструктивных элементов, компоновочных схем, улучшенных материалов; они стимулируют повышение эксплуатационпых качеств автомобилей.

В нашей стране автомобильные гонки до сего времени не были в надлежащей мере использованы как средство экспериментальной работы. Хотя послевоенный период ознаменовался существенными достижениями в области постройки гоночных автомобилей, последние пока имеют довольно ограниченное распространение, к тому же большинство этих автомобилей не изготовлено автомобильными заводами, а создано ремонтными заводами или клубами, не располагающими полноценной производственной базой.

Несмотря на давность существования автомобильного спорта, изучение гоночных автомобилей еще не ведется систематически. В обширной технической литературе по автомобильной технике содержатся в основном разрозненные материалы, касающиеся гоночных автомобилей.

Предлагаемая работа, не претендуя на исчерпывающую полноту, преследует следующие цели.

1. В дополнение к существующим описательным курсам транспортных автомобилей служить пособием для изучения устройства гоночных автомобилей.

2. Сосредоточить и систематизировать технические и статистические данные о гоночных автомобилях, которые могли бы быть положены в основу разработки технического задания на проектирование скоростного автомобиля и использованы в процессе проектирования.

3. Дать очерк развития конструкции гоночного автомобиля и его технических параметров. Таким путем можно логически обосновать современную конструкцию гоночного автомобиля, проследить его эволюцию и высказать некоторые предположения по поводу дальнейшего совершенствования.

4. Установить различие между тяговыми расчетами гоночного и транспортного автомобилен и выяснить значение этого различия.

5. Исследовать атняние различных конструктивных факторов на максимальную скорость и максимальное ускорение гоночных автомобилей и установить пределы повышения их быстроходности и приемистости.

Вследствие того что в этой книге затрагиваются только специфические свойства гоночных автоуобилей, предполагается знакомство читателя с основами теории и устройством автомобилей транспортного типа.

Значение автомобильных гонок для технического прогресса.

Приносят ли пользу автомобильные гонки? Эта проблема неоднократно обсуждалась на страницах специальных технических журналов, и каждый раз вызывала оживленные споры. История развития автомобильной техники даст положительный ответ на этот вопрос. С момента появления первых автомобилей возникла необходимость в разработке методов сравнительной оценки качеств различных конструкций с целью выявления наилучших типов автомобилей и их отдельных агрегатов. На первом этапе развития автомобилизма единственным средством для получения сравнительных данных служили состязания. Они дали обширный материал для изучения основных качеств автомобиля, в особенности его динамики. Несмотря на то, что впоследствии были созданы методы экспериментального исследования автомобиля в лабораторных условиях, автомобильные гонки сохранились до наших дней.

Ценность автомобильных гонок как метода ходовых испытаний заключается в том, что здесь почти все механизмы автомобиля работают с максимальным напряжением, обнаруживая слабые места в течение непродолжительного времени. Многие дефекты, требующие для своего выявления нескольких лет нормальной эксплуатации автомобиля, в экстремальных условиях гонок могут быть обнаружены в течение нескольких часов.

Под непосредственным влиянием автомобильного спорта в конструкцию автомобиля был внесен целый ряд изменений и усовершенствований.

Гоночный автомобиль почти всегда являлся воплощением прогрессивной технической мысли: он предопределял дальнейший ход изменения конструкции транспортного автомобиля. Сравнивая техническую характеристику современного легкового автомобиля с характеристикой гоночных автомобилей 1930—1932 гг., нетрудно убедиться в их тождественности по целому ряду пунктов. В качестве примеров можно привести частоты вращения, повышенную степень сжатия и уменьшение массы поступательно-движущихся частей двигателя, достигнутые в настоящее время. Все эти усовершенствования в первую очередь отражаются на динамике автомобиля, увеличивают его быстроходность. С точки зрения автомобилиста этого периода (1930—1932 гг.) современные стандартные автомобили обладают качествами гоночной машины.

Очевидно, что и в современных гоночных автомобилях мы можем видеть некоторые детали будущих серийных конструкций.

Проблема автомобильного транспорта не решается одним усовершенствованием механизма автомобиля. Для успешной эксплуатации автомобилей необходимо располагать развитой сетью специальных дорог. В связи с этим появились специальные автомобильные дороги — автострады. Автострады отличаются от обычных дорог отсутствием перекрестков, крутых поворотов, подъемов, спусков и встречного движения, т. с. препятствий, снижающих скорость движения автомобилей. В силу этих особенностей па автострадах можно безопасно развевать скорость 140—160 км/ч.

Практика эксплуатации транспортных автомобилей на автострадах выявила целый ряд конструктивных недостатков, связанных с работой на высоких скоростях, в частности недолговечность некоторых деталей и неэкономичность автомобилей с кузовами аэродинамически невыгодной формы. Поэтому возникла необходимость в автомобилях, приспособленных к длительной работе при высокой скорости. При разработке быстроходных автомобилей для автострад был использован многолетний опыт, полученный в работе с гоночными автомобилями, находящимися в аналогичных условиях эксплуатации.

Автомобильный спорт должен быть органически связан с автомобильной промышленностью. Только благодаря этой связи проявлялось полезное влияние автомобильных гонок на развитие конструкции автомобиля. Все автомобили, имевшие успех в больших международных гонках, были спроектированы, построены и подготовлены заводами с солидной технической базой и большим опытом, или небольшими фирмами, получавшими помощь от крупных предприятий. Постройка гоночных автомобилей, связанная с большой затратой материальных средств, возможна только при наличии хорошо оборудованных производственных цехов, лабораторий, испытательных станций и опытного инженерно-технического персонала специализированных фирм. Проектирование гоночного автомобиля ведется в расчете на перекрытие всех технических показателей других конкурирующих в точках автомобилей, следовательно, оно должно учитывать все достижения данного этапа развития техники.

Систематическая работа специалистов над быстроходными гоночными автомобилями при правильно налаженной связи между экспериментальной и производственной базами завода нахол свое отражение в продукции стандартного производства, повышая ее эксплуатационные качества.

Было бы неправильно утверждать, что влияние па технический прогресс является единственным оправданием для организации автомобильных гонок. Каждые хорошо организованные гонки, в которых участвуют технически подготовленные конкуренты, предстаавляют собой увлекательное зрелище. Международные гонки высшего уровня (чемпионат мира) собирают десятки, а иногда и сотни тысяч зрителей. Такие гонки связаны с большими материальными затратами и должны быть тщательно спланированы в финансовом отношении. В зарубежной практике автомобильным заводам хорошо известен рекламный эффект спортивных достижений и его влияние на коммерческие успехи фирмы.

Наряду с профессионально-техническим автомобильным спортом существует любительский спорт, преследующий совершенно иные цели. Во всех странах, где культивируют автомобильный спорт, имеется большое количество местных автомобильных клубов, объединяющих десятки тысяч любителей, поэтому отличительной чертой любительского спорта является массовость. Автомобильные гонки, организуемые местными клубами, привлекают много участников, но с технической точки зрения не представляются столь ценными, как гонки профессионалов, так как автомобили подготовляются в кустарных условиях, силами и средствами отдельных лиц.

Достижение успеха в автомобильных состязаниях возможно только на основе изучения техники. Автомобиль представляет собой сложный механизм; следовательно, автомобилисты, желающие добиться хороших спортивных результатов, должны систематически расширять свой технический кругозор.

Таким образом, любительский автомобильный спорт способствует распространению технических знаний в широких слоях населения и подготавливает квалифицированных автомобилистов. Автомобилисты-любители обычно используют для гонок не гоночные, а спортивные автомобили. Спортивный автомобиль — это тип автомобиля, промежуточный между гоночным и стандартным. Спортивный автомобиль в известной мере объединяет в себе качества гоночных и стандартных автомобилей, а потому может быль использован как для повседневной работы, так и в гонках стиою значения.

Результаты работы над специальными гоночными автомобилями в первую очередь переходят на спортивные автомобили, а затем уже применяются в стандартных конструкциях. Благодаря этой последовательности конструктивные принципы, заложенные в гоночных автомобилях, прежде чем проникнуть в массовое производство, подвергаются многократной практической проверке. Подобная проверка приобретает особое значение, потому что спортивные автомобили во многих странах насчитываются десятками тысяч и существуют в самых разнообразных конструктивных формах.

Эти соображения показывают различие в значении профессионально-технического и любительского автомобильного спорта.

Обе разновидности существуют на равных началах, так как каждая из них выполняет свои полезные функции.

Векман В.В. Гоночные автомобили. Ленинград, Издательство «Машиностроение», 1980 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос