Иконы в Синайском монастыре

Дата публикации или обновления 01.11.2021
  • К оглавлению: Византийские иконы Синая.
  • История Синайского монастыря   Иконы ранневизантийской эпохи
  • Иконы средневизантийской эпохи   Иконы поздневизантийской эпохи
  • Иконы в Синайском монастыре.

    Собрание насчитывает более двух тысяч живописных икон, значительная часть которых датируется до 1453 года (завоевание Константинополя турками), то есть относится к собственно византийской эпохе.

    Одни иконы были написаны в монастыре, другие попадают сюда в качестве вкладов благочестивых паломников или посвятительных даров, присланных из разных городов и стран. Декоративно упрощенные произведения христианского Египта, Сирии и Палестины соседствуют с образами крестоносцев, сочетающих восточные и западные традиции. Очень важно, что многие иконы были созданы в Константинополе или написаны мастерами, обучавшимися в византийской столице, являвшейся главным духовным и художественным центром всего восточнохристианского мира. Это иконы высочайшего качества, которые смело можно причислить к избранным шедеврам мирового искусства. Не преувеличивая, скажем, что без собрания Синайского монастыря вся ранняя история иконописания превратилась бы в разрозненную и маловразумительную мозаику случайно уцелевших фрагментов.

    По всей видимости, когда-то в монастыре существовали золотые и серебряные чеканные иконы, хорошо известные в Византии. Но сейчас ничего не осталось, так же как и древней драгоценной литургической утвари, несомненно существовавшей. Легко догадаться, что эти драгоценности в трудные моменты истории становились платой за выживание монастыря. Живописные же образы, по счастью, никого не волновали, кроме самих монахов. Можно думать, что собрание сохранилось в значительной части как живое и развивавшееся в веках целое. И это абсолютно уникальный случай. Из византийских монашеских уставов-типиконов XI—XII веков мы знаем, что даже в относительно небольших монастырях в богослужебном пользовании могло находиться более ста икон. Однако всегда это лишь перечень, напоминающий об утраченных сокровищах. В Синайском монастыре иконы часто можно увидеть на тех местах, для которых они были в древности написаны или присланы. К примеру, двенадцать икон — месячных миней размещены на 12 столпах главного храма, а две знаменитые иконы начала XIII века «Моисей у Неопалимой купины» и «Моисей, получающий скрижали» по сей день располагаются над двумя входами в придел Неопалимой купины, напоминая о произошедших здесь богоявлениях.

    Древние иконы рассредоточены по всему значительному пространству монастыря, и только для того, чтобы их увидеть, надо затратить несколько недель усилий, получив при этом специальное благословение архиепископа. В качестве компромисса, идя навстречу многочисленным паломникам и туристам, в нартексе Синайской базилики была устроена своеобразная галерея икон, где в витринах за стеклом выставлено около сорока известных произведений. Однако некоторые не менее значительные, а также ветхие иконы хранятся в совершенно недоступном скевофилакионе — монастырской сокровищнице, из которой некоторые иконы в исключительных случаях могут быть принесены для исследования в библиотеку. Большинство икон расположено на высоких полках вдоль стен базилики и во время литургии можно видеть, как монах, приставив лестницу, снимает тот или иной древний образ, выбранный по дню празднования, и устанавливает его на особом аналое под киворием в центре главного нефа базилики для поклонения и целования. Ничто не позволяет усомниться, что перед нами, как минимум, тысячелетняя традиция литургического использования синайских икон. Некоторые важные иконы находятся в алтаре за иконостасом XVII века, где, в частности, слева от Горнего места стоит триптих XIII столетия с образом Богоматери с младенцем в центральной части.

    Интересно, что это единственный образ, полуофициально считающийся в монастыре чудотворным, хотя сведения о чудесах были зафиксированы еще средневековыми паломниками. Завершая краткую топографию иконного собрания, отметим, что значительное число византийских икон находятся в 16 капеллах монастыря, причем некоторые, например «Стефан Первомученик» начала XIII века, являются храмовыми образами, изначально предназначенными для конкретной капеллы данного святого.

    Стоит сказать несколько слов об истории изучения синайских икон, насчитывающую уже полтора столетия. Значительная роль здесь принадлежит русским исследователям. Одним из первых был выдающийся историк восточнохристианских древностей архимандрит Порфирий Успенский, совершивший, будучи начальником Русской Духовной миссии в Иерусалиме, научные путешествия на Синай в 1845 и 1850 годах. В книгах о. Порфирия содержатся едва ли не самые ранние археологические свидетельства о многих синайских иконах, и они впоследствии составили основу коллекции из 42 икон, перешедшей по завещанию в музей Киевской Духовной академии и бесследно исчезнувшей во время Второй мировой войны.

    По счастью, четыре древнейшие энкаустические иконы — «Святые Сергий и Вакх», «Богоматерь с младенцем», «Иоанн Креститель», «Мученик и мученица», привезенные о. Порфирием с Синая, уцелели и сейчас находятся в Киевском музее западного и восточного искусства. Дело Порфирия Успенского по изучению Синайского собрания продолжили Антонин Капустин и будущий всемирно известный историк византийского искусства Н. П. Кондаков, совершивший «археологическое путешествие» на Синай в 1881 году. Исключительно важной для изучения синайских икон была книга-каталог греческих исследователей Георгия и Марии Сотириу, вышедшая в 1956 году и впервые познакомившая мир с огромным числом совершенно неизвестных памятников. Фундаментальное исследование синайских икон было осуществлено в 1958-1965 годах специальной экспедицией под руководством Курта Вайцмана, подготовленной совместно Александрийским, Мичиганским и Принстонским университетами.

    Главным результатом экспедиции стало издание первого тома каталога икон (до X века), исполненного на самом высоком научном и полиграфическом уровне. Однако второго тома научный мир ждет уже более двадцати лет. Большую работу выполнила греческая реставрационно-исследовательская группа во главе с историком искусства М. Хадзидакисом и реставратором Т. Маргаритовым, которая работала в Синайском монастыре в шестидесятых годах и исследовала более 600 икон. К настоящему времени иконы Синая стали широко известны, сейчас даже трудно представить, что знаменитая древнейшая икона Христа Пантократора была опубликована всего лишь сорок лет назад. При этом изучение синайских икон продолжается, практически каждый год публикуются совершенно неизвестные, памятники и можно ждать новые открытия.

    Наверх
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос