О Феодоровской иконе Божией Матери

Дата публикации или обновления 01.11.2021
  • К оглавлению: Газета «Путь к истине»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы


  • Феодоровская-Костромская икона Божией Матери. Галерея икон Щигры.
    Феодоровская икона Божией Матери. Галерея икон.

    14 августа начался Успенский пост. Он - строгий и самый короткий из всех постов, длится всего две недели. Начинается Успенский пост янтарным медовым Спасом, центр его - Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери.

    На следующий день после Богородичного праздника 16/29 августа отмечается память Феодоровской - Костромской иконы Божией Матери, написанной по преданию евангелистом Лукой. Образ этот близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.

    Название своё икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор - в честь святого Феодора Стратилата. Обретена икона была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (ум. 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца - позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. На обороте Феодоровской иконы - образ святой великомученицы Параскевы, изображённой в богатом княжеском одеянии.

    Предполагают, что появление этого изображения связано с супругой святого Александра Невского. Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожжённая и разграбленная в 1237-38 гг. татарами. Он поднял страну из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им восстановлены опустошённые города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего 8 лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути - военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.

    Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (1263 г.) икона, в память о нём, была взята его младшим братом Василием.

    Василий Ярославич был "мизинным", то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца, отравленного в столице Монголии, пяти лет от роду, он стал князем незначительного костромского удела. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. 4 года его великого княжения (1272-1276 гг.) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями.

    Несколько лет вёл он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надёжным на случай новых усобиц.

    Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.

    Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона (+ 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III (ум. 1282) и собором русских святителей.

    Содержание соборных деяний было очень широко - это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только вправлялась от постигшего ее бедствия. В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрёл место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата. Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе.

    Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение её почитания по всей России связано с событиями начала XVII века - прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлён при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14/27 марта.

    Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесён в Москву матерью царя Михаила - инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

    В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал "Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме". Не всё содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти, своя хронология, свои законы.


    Газета «Путь к истине», № 8 (104) август 2012 года, Издание Русской православной Церкви Духовного центра Казанской Иконы Божией Матери г. Раменское Московской области. Учредитель газеты: Приходской совет Казанского храма г. Раменское.

    В начало