Волшебные узоры.
Рассказ о Кизыл-Арватской ковровой фабрике.

Дата публикации или обновления 02.11.2017

Истории стран мира

Завод как на ладони

Из Туркмении я привез девять шерстяных окрашенных нитей. Их мне дали на память на Кизыл-Арватской ковровой фабрике. В этом пучке, в девяти его красках, отразился, как в капле воды, знаменитый текинский ковер.

Традиционные цвета его — красные: от пылающего алого до темно-бордового, но для прорисовки орнамента ковровщицы берут и густо-зеленый, и темно-синий, и серый, и кремовый цвет.

Но пучок нитей — это, конечно, еще не ковер, а только память о нем. Что же такое ковер!

В просторном зале стоят вертикальные станки с туго натянутыми белыми нитями — чем-то они напоминают арфы. Перед каждым станком на низких скамеечках сидят женщины и тонкими смуглыми пальцами касаются этих натянутых струн. Звука не рождается, но от каждого прикосновения остается едва заметный узелок и два торчащих кончика — разноцветные нити-ворсинки. Один квадратный метр ковра содержит до ста тысяч узлов, до ста тысяч прикосновений. Лучшие ковры мира насчитывают на метре до миллиона узлов.

Ковровщица знает: чем чаще лягут узелки друг к другу, тем плотнее, упруже, красивее будет ворс. Ведь ковер ценится не только по красоте рисунка и цвета, но и по мастерству его исполнения. Поэтому через каждые два рядка ковровщица берет в руки тяжелый металлический гребень и сильно бьет, прямо колотит им по своим узелкам, пока не покажется, что между узелками нет никакого пространства, будто узелков этих и вовсе не существовало.

Но они есть.

Вот ковровщица берет широкие ножницы и подстригает ворсинки. Вместе с другими, плотно прижавшись друг к другу, они образуют узор: восьмиугольные медальоны под названием «теке-гёль». Теке-гёль связаны между собою продольными и поперечными линиями синего цвета.

Девушки разных районов Туркмении сплетают свои узоры, свои теке-гёль, которые были когда-то племенными гербами среднеазиатских народов. По рисунку медальона, по орнаменту, сочетанию различных цветов можно всегда сказать, из какого города или селения этот ковер. Туркменские ковры по месту рождения называют: текинские, ахалтекинские, пендинские, иомудские, кизыл-аякские, керкинские, беширские.

А свой народный орнамент, как бы он ни был сложен, ковровщица может сплести с закрытыми глазами — ведь так ткали ковры и ее бабушка, и прабабушка, и вообще все предки начиная с IX века.

В монотонный, бесконечно повторяющийся узор девушки вплетали свою судьбу, которая долгие годы была неизменной. Ковры продавались за границу, уносились паломниками в Мекку, попадали в художественные музеи Европы, изображались в картинах великими художниками Возрождения. А мастерицы, их создавшие, как были, так и оставались в рабском положении. Даже премии, которые присуждались на выставках за лучшие ковры, получали не ковровщицы, а их мужья.

Лишь после революции труд ковровщиц получил признание. Они объединились в артели, потом артели стали ковровыми фабриками. Имена лучших мастериц теперь известны всей стране. Многие из них получили звание «Заслуженная ковровщица республики». Одна из них, Нуртач Аннамурадова, стала заместителем министра легкой промышленности Туркменской ССР.

На Кизыл-Арватской фабрике меня познакомили с комсомольскими активистками, и с орденоносцами, и с лауреатами различных премий.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос