Выкуп автомобиля после аварии

Дата публикации или обновления 21.11.2019

Разбитый в аварии автомобиль — это всегда большая неприятность для его владельца. Хлопоты, связанные с ремонтом, масса потраченного времени и немалые расходы. Правда, для того, кто не виноват в случившемся, как правило, остается возможность возместить убытки, понесенные при восстановлении автомобиля, оформив страховое возмещение или обратившись с исковым заявлением в суд.

Кто-то будет долго ломать голову, каким образом поступить с требующей серьезного ремонта техникой, но абсолютно правильным решением будет обратиться в быстрый выкуп авто в Екатеринбурге. Специалисты быстро оценят остаточную стоимость автомобиля, и буквально в этот же день можно будет получить на руки рассчитанную сумму. Тем самым автолюбитель полностью избавляется от неприятного и тяготеющего бремени обладания неисправным автомобилем, который из верного помощника вдруг превратился в серьезную проблему.

Каким же образом раньше решались такие проблемы, когда еще не существовал столь удобной услуги, как быстрый выкуп автомобиля?

Серьезная проблема возникала с компенсацией стоимости, которую машина утрачивала в результате потери товарного вида в связи с аварией. Госстрах этот вид ущерба не возмещал.

Оставался один путь — через суд, но и этот шанс далеко не все используют, притом зачастую из-за не информированности, как самих автолюбителей, так и правоохранительных органов, об этой возможности. А ведь из статьи 219 ГК РСФСР (аналогичные нормы есть, но всех гражданских кодексах союзных республик) совершенно определенно вытекает, что собственник автомобиля, пострадавшего в аварии, несет убытки, которые состоят как из расходов на ремонт, так и из той части имущества (в данном случае — автомобиля), которая в результате аварии безвозвратно утрачена, поскольку ремонтом ее восстановить невозможно. Эта часть утраченного имущества имеет определенную стоимость и, следовательно, должна быть выражена в какой-то конкретной сумме.

Как уже говорилось, возмещение ущерба, связанного с потерей автомобилем товарного вида в результате аварии, производится на основании решения суда по иску потерпевшего. При атом суды исходят из статьи 457 ГК РСФСР (аналогичные нормы есть и в кодексах других союзных республик), где предусматривается и исправление самого поврежденного автомобиля, и полное возмещение виновной стороной всех иных убытков, связанных с ДТП. Это положение закона принципиально важно при исследовании всей проблемы, о которой у нас идет речь.

Здесь следует особо подчеркнуть, что в некоторых случаях утрату товарного вида автомобиля неправомерно сводят к недостаткам внешнего вида, образовавшимся при ремонте. В связи с этим представляется, что формулировка «утрата товарного вила» не совсем точно определяет объем убытка, который причиняется потерпевшему. Наверное, правильнее говорить об утрате эксплуатационных качеств и внешней) вида автомобиля. Такое определение менее удобно, но зато точнее отражает тот ущерб, о котором при этом ведется речь.

Технология ремонта аварийных автомобилей на станциях технического обслуживания и на авторемонтных заводах неизбежно предусматривает резку, сварку или механическую правку деталей кузова. От подобных воздействий металл теряет жесткость и прочность, на нем образуются зоны, более подверженные коррозии (например, из-за невозможности обработки сварных швов антикоррозионным покрытием). Изготовленный по заводским лекалам и штампам кузов после ремонта всегда сохраняет какую-то остаточную деформацию, полученную в результате удара, что отрицательно сказывается на ходовых характеристиках автомобиля. Как правило, бывает невозможно точно соблюсти при ремонте заводскую технологию покраски, да еще неизбежно отличие цвета восстановленных деталей от внутренней окраски кузова. Все эти дефекты объективно сказываются на техническом состоянии автомобиля, на его внешнем виде, а значит, снижают его реальную стоимость даже при самом доброкачественном ремонте.

Кто и каким образом рассчитывает этот убыток? В стране пока нет единой методики, но наибольшее распространение получили «Нормы утраты товарного вида автомобиля», разработанные еще а 1065 году ленинградской научно-исследовательской лабораторией судебных экспертиз Министерства юстиции РСФСР. Ими руководствуются во многих городах, в том числе и в Москве, хотя они официально и не утверждены для повсеместного пользования.

Применяя их, эксперт прежде всего решает, какая технология в каждом конкретном случае позволит с максимальным качеством выполнить работы по ремонту аварийного автомобиля, так как именно из этого условия он обязан исходить. Поэтому, если ремонт по каким-либо причинам сделан недостаточно хорошо, например не оказалось необходимых деталей для замены или нужного оборудования, то претензии владелец автомобиля должен предъявлять уже ремонтному предприятию, а не виновнику аварии.

Таким образом, приходится констатировать, что если право на возмещение ущерба от потери автомобилем товарного вида в результате аварии бесспорно и сомнений теперь уже не вызывает, то сам порядок реализации этого права, включающий в себя и определение суммы возмещения, пока регламентирован недостаточно четко. При решении этих вопросов возникает много неясностей как у самих владельцев транспортных средств, так и у судебных работников.

Проблема эта ежегодно затрагивает имущественные интересы тысяч людей, поэтому созданию и введению в действие единых общесоюзных норм по возмещению ущерба, связанного с потерей автомобилем товарного вида, должно быть уделено серьезное внимание. Разработчиком таких норм, думается, мог бы стать ВНИИ судебных экспертиз Министерства юстиции СССР. Что касается действующего в настоящее время порядка возмещения ущерба, возникшего в результате аварии, то здесь, в первую очередь, надо отметить следующее: гражданская ответственность виновных в столкновении водителей индивидуальных транспортных средств и тех, которые принадлежат государственному, кооперативному или общественному сектору, реализуется по-разному.

Владелец личного автомобиля (в том числе и лицо, пользующееся машиной по доверенности) сам возмещает ущерб за ремонт поврежденного по его вине автомобиля и утрату его товарного вида.

За вред, причиненный, скажем, государственным транспортом, ответственность полностью несет предприятие, за которым автомобиль зарегистрирован. При этом к водителю, по вине которого произошло ДТП, предприятие имеет право в соответствии со ст. 119 КЗОТ РСФСР предъявить регрессный иск, причем в размере не более его среднего месячного заработка. Правда, если он совершил аварию, будучи не при исполнении трудовых обязанностей (например, при использовании государственного автомобиля в личных или корыстных целях, находясь в нетрезвом состоянии, а также если правоохранительные органы признают, что в его действиях содержатся признаки уголовного преступления), предприятие обязано предъявить иск к водителю и полном размере причиненного ущерба.

Экспертизы по утрате автомобилем товарного вида в результате аварии могут проводиться и по поручению следственных органов и судов, и по требованию владельца аварийного транспортного средства. Притом делается это в рамках как гражданского, так и уголовного судопроизводства.

При определении суммы ущерба от потери автомобилем товарного вида в результате аварии исходным показателем, естественно, является его реальная цена на момент аварии. Она равна розничной цене за вычетом процента износа. Норм износа для индивидуальных транспортных средств не существует, поэтому на практике применяются «Нормативы амортизационных отчислений на подвижной состав автомобильного транспорта (в процентах от стоимости). Они определяют, что на тысячу километров пробега автомобиль утрачивает 0,36% своей первоначальной стоимости (см. журнал «Автомобильный транспорт», 1974, № 12, стр. 11).

По каждой из поврежденных деталей автомобиля эксперт на основе Норм (в частности, разработанных ленинградским НИИ судебных экспертиз) определяет процент утери товарного вида. После чего несложно получить эту величину в денежном выражении. Сумма потери товарного вида по всем поврежденным деталям и составит общий ущерб от потери автомобилем товарного вида в результате аварии. Остается только добавить, что при замене кузова автомобиля считается, что его товарный вид не утрачивается.

Л. Могилянский, адвокат

С использованием материалов из журнала «За рулем», № 3 1987 год

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос