Техосмотр - 1991

Дата публикации или обновления 06.07.2019

Весна не только долгожданное время начала активного сезона для автомобилистов и мотоциклистов, но и пора забот. Одна из них — подготовка к техосмотру. В связи с этим наш первый вопрос к заместителю начальника отдела Главного управления ГАИ МВД СССР Василию Алексеевичу Журавлеву:

есть ли какие-то новые требования при проведении нынешней кампании техосмотра по сравнению с прошлогодней?

Техосмотр-91 проводится по правилам, принятым еще а 1989 году. До техосмотра онлайн еще далеко. Следовательно, на осмотр должны быть представлены все индивидуальные транспортные средства, которые выпущены в нечетные годы.

Правда, здесь необходимы пояснения. Дело в том, что в личное пользование теперь продаются, а значит, и регистрируются за гражданами не только легковые, но и грузовые машины, автобусы. Как правило, для их обладателей — это средства производства, при помощи которых занимаются коммерческими перевозками. А потому к таким транспортным средствам мы предъявляем особые требования — они должны проходить техосмотр каждый год. То же относится к транспорту всех государственных, кооперативных, общественных и иных организаций. Техосмотр в этом случае они проводят своими силами, а документы сдают в районный отдел ГАИ.

А это распространяется на грузовики и автобусы «личного пользования»?

Эти транспортные средства должны быть представлены на осмотр непосредственно в ГАИ, но возможен и другой вариант — проверка техсостояния по договору с автотранспортным предприятием или с заводской станцией обслуживания. Не исключено, что местные отделения Госавтоинспекции направят такие транспортные средства для определения технического состояния на специально отведенные для этой цели предприятия, где есть диагностическое оборудование.

Парк индивидуальных транспортных средств пополнился сегодня не только грузовиками и автобусами. Появились в личной собственности тракторы, мотоблоки, другая сельскохозяйственная техника. Что делать с ними?

ГАИ осматривает только ту технику, которую регистрирует. Мотоблоки, тракторы не ставятся на учет, поскольку они предназначены не для дорог общего пользования, а для работы в поле, на приусадебном участке. Правда, реальность такова, что некоторые «трактористы» превращают их в транспортное средство – ездят по дорогам общего пользования, не обращая внимания на то, что наносят им ущерб и создают угрозу безопасности движения. Что же касается контроля их технического состояния, то это дело Гостехнадзора при Госагропроме.

Мы не затронули еще одну, причем большую группу транспортных средств — мотоциклы...

Действительно, в стране их много. Много, к сожалению, они доставляют и неприятностей, если иметь в виду печальную статистику дорожно-транспортных происшествий. И нередко причина тому крайне низкое техническое состояние двухколесных машин. Мотоциклисты не жалуют свой транспорт добросовестным уходом и зачастую ездят на полуразвалинах. Казалось бы, такие мотоциклы легко выявить при техосмотре. Однако проблема в том, что среди них очень много незарегистрированных, в основном в сельской местности.

Сложно нам иметь дело с мотоциклами еще и потому, что заводы и НИИ не позаботились о единых требованиях к их конструктивной безопасности: отсутствуют специальные ГОСТы, которые действуют для автомобилей. Нет практически и специального диагностического оборудования. Все это тем более обидно, что подготовить мотоцикл к осмотру, правильно отрегулировать все узлы, обеспечивающие безопасность, дело не такое уж сложное.

Но хотелось бы вернуться к автомобилем. Многих владельцев интересуют вопросы, связанные с переоборудованием машин. Есть здесь что-нибудь новое?

Требования остаются прежними. Сводятся они к тому, что любые переделки узлов и агрегатов, влияющие на безопасность, должны быть согласованы с заводами-изготовителями. Допустим, возникла необходимость изменить схему тормозной системы. В этом случае нужно располагать рекомендациями завода. Ознакомиться с ними можно на фирменных станциях технического обслуживания. Если это затруднительно, следует запросить само предприятие. На это хочу обратить особое внимание, так как очень часто приходится сталкиваться с тем, что кто-то затратил время, силы, деньги, переоборудовал автомобиль, а в результате выясняется, что эксплуатировать его нельзя.

Взять один частный пример — тонирование стекол. Да, такие работы разрешены. Но Правила определяют, что светопропускание таких стекол должно соответствовать требованиям ГОСТ 5727—83.

Между тем многие предприятия и кооперативы, стремясь удешевить производство, грубо нарушают технологию и эти нормы. Сделать стекло зеркальным гораздо проще, чем затемненным. Вот они и делают, невзирая на то, что их установка вообще запрещена. Бывает, что владельцы машин с зеркальными стеклами приезжают в ГАИ со справкой или сертификатом, разрешающим зеркальное тонирование. В связи с этим могу совершенно определенно заверить: ГУГАИ не давало и не могло дать согласия на производство таких стекол. Иными словами, все подобные «документы» липовые. Во-первых, зеркальные стекла создают блики (отчасти и по этой причине на современных автомобилях все меньше используют хромированные детали), а во-вторых, за такими' стеклами не видно, как развивается дорожная ситуация. Можно возразить: за грузовиками тоже не видно. Но их в потоке несравнимо меньше, чем легковых машин. Да и зачем самим себе осложнять обстановку на дороге.

Есть еще одна примета сегодняшнего автомобиля — это дополнительные стоп-сигналы. Все хорошо, если бы владельцы автомобилей применяли уже проверенные, промышленного производства фонари.

Так нет, вместо них ухитряются ставить все что угодно, например противотуманные фары. Нажмет на тормоз такой «конструктор» — и у того, кто сзади, вполне возможно сильное ослепление. Такой же эффект при использовании совместно со штатными стоп-сигналами противотуманных секций задних фонарей. Все подобные переделки — добавлю к ним еще и стоп-сигналы в мигающем режиме — мы не разрешаем, так как они безусловно отрицательно сказываются на безопасности движения.

И еще об одном надо сказать. В последние годы во многих регионах страны плохо с заправкой. Автолюбители отреагировали на это установкой в машинах дополнительных баков, порой самых невероятных конструкций. Подобное переоборудование никто не запрещает, но оно должно быть продуманным и соответствовать требованиям безопасности. Иначе — трагедия.

На наших дорогах все больше автомобилей иностранного производства. В 1990 году ввезены тысячи иномарок. Какие требования предъявляются к ним при техосмотре?

Действительно, каких только моделей не встретишь у нас сегодня — европейские, японские, американские. Казалось бы, только радоваться. Но есть и другая сторона у этого процесса: в результате бесконтрольного притока иномарок страна превращается в автомобильную свалку. К нам потоком идут машины, в той или иной степени отработавшие свой ресурс. Их эксплуатировать за рубежом очень накладно. И не стоит обманываться «вполне приличным видом». В наших условиях они за год-два неминуемо превращаются в «барахло на колесах», которое к тому же негде привести в порядок.

Особая проблема — правое рулевое управление, в основном на автомобилях японского производства.

Их очень много в портовых городах Дальнего Востока. Там даже шутят: проще организовать левостороннее движение, чем переделывать машины. Однако шутки шутками, но то, что езда с правым рулем в условиях правостороннего движения сложна и опасна, это очевидно даже для пешехода. Есть еще один неприятный момент, о котором многие не догадываются. У этих автомобилей совсем иное, чем на европейских, светораспределение: при ближнем свете фар сильнее освещается левая сторона дороги, а это значит, что они слепят встречных водителей. Отрегулировать их невозможно из-за конструкции рассеивателя. Ввоз таких машин в страну, вероятно, будет вскоре запрещен, а пока владельцы иномарок с «правым рулем» должны будут привести световые приборы в соответствие с действующим у нас ГОСТом. Проще говоря, на этих автомобилях должны быть установлены фары зарубежного или отечественного производства, отвечающие требованиям правостороннего движения. Без этого эксплуатировать такие машины будет запрещено.

Хотелось бы напомнить нашим читателям о сроках проведения техосмотра. Есть ли здесь изменения? Какие документы при этом должны представляться в ГАИ?

Сроки остались прежние — с 1 января по 31 июля. Однако местные органы власти могут принять решение о более ранней дате завершения этой работы, чтобы выявить неисправные автомобили. Но в этом случае никто не имеет права на штрафные санкции, если осмотр не пройден до 31 июля.

Представляя свой автомобиль или мотоцикл в ГАИ, владелец должен предъявить: личный паспорт, водительское удостоверение, технический паспорт (доверенность или свидетельство о праве общей собственности на транспортное средство), квитанции об уплате сборов за техосмотр и ежегодный налог, медицинскую справку. Если владелец заранее побеспокоился и получил на предприятии автосервиса справку о техническом состоянии своего автомобиля, то процедура осмотра намного упростится.

Обращаю внимание на необходимость ежегодно платить налог с владельцев транспортных средств.

Конечно, можно предъявить при техосмотре одну квитанцию об уплате налога сразу за два года, но тогда он увеличивается на размер пени.

Что касается медицинской справки, то в соответствии с приказом Минздрава СССР 1989 года, который регламентирует порядок медицинского освидетельствования водителей, они обязаны проходить медконтроль раз в три года, а не раз в пять лет, как было раньше.

И в заключение о застарелой болезни: по-прежнему в редакцию поступают многочисленные сигналы от читателей о том, что в ГАИ при техосмотре требуют справки о прохождении курса по ПДД, о сдаче молока, мяса...

Все эти действия местных органов ГАИ совершенно неправомерны. Никто не вправе требовать какие-либо документы, кроме тех, о которых сказано выше. Кстати, это же относится и к требованиям в обязательном порядке устанавливать противоугонные устройства, наносить маркировку на стекла, шины и т. п. Такие предложения могут носить только рекомендательный характер.

Вообще считаю необходимым подчеркнуть: Правила проведения государственного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов — единый общесоюзный документ, обязательный для всех республик, и он должен неукоснительно выполняться.

Беседу вел В. Субботин

По материалам журнала «За рулем» № 5 1991 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос